Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Стракатовой З.Е., Савельевой Н.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица администрации Лоухского муниципального района на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2015 года по иску Пушня С. Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лоухская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пушня С.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лоухская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате по тем основаниям, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ( ... ). Расчет ежемесячной заработной платы ей производится без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, менее установленного минимального размера оплаты труда, что считала нарушением ее трудовых прав. В связи с чем, Пушня С.Н. просила взыскать задолженность по заработной плате за июнь и август 2015г. в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2015 года исковые требования Пушня С. Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лоухская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворены. Суд взыскал с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лоухская средняя общеобразовательная школа в пользу Пушня С. Н. задолженность по заработной плате за июнь и август 2015 года в сумме ( ... ) ( ... ) руб. ( ... ) коп. Также взыскал с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лоухская средняя общеобразовательная школа в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлину в размере ( ... ) ( ... ) руб. Решение в части взыскания заработной платы приведено к немедленному исполнению.
С решением суда не согласно третье лицо - администрация Лоухского муниципального района.
В апелляционной жалобе глава администрации Лоухского муниципального района Цехов А.И. просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, в том числе доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Считает неправильным вывод суда первой инстанции о том, что работодателем при выплате заработной платы допущены нарушения трудовых прав работников, поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца в указанный период превышал как федеральный, так и установленный для Лоухского района соглашением трехсторонней комиссии минимальный размер оплаты труда.
Истец Пушня С.Н., представители ответчика МБОУ Лоухская средняя общеобразовательная школа, третьего лица администрации Лоухского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Федеральным законом от 20 апреля 2007г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу указанной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Вместе с тем, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 ТК РФ).
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч. 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3).
По смыслу приведенных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Действующей в настоящее время ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Изменения, внесенные Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ в ст.ст. 129 и 133 ТК РФ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2015г. установлен минимальный размер оплаты труда в России в размере 5965 руб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пушня С.Н. состоит в трудовых отношениях с МБОУ Лоухская средняя общеобразовательная школа в должности ( ... ). В соответствии с условиями дополнительного соглашения к трудовому договору от ХХ.ХХ.ХХг. Пушня С.Н. установлен должностной оклад в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп., процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент в размере 40 %.
Согласно справке ответчика N от ХХ.ХХ.ХХг. Пушня С.Н. работает ( ... ), ее должностной оклад по штатному расписанию установлен в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп., установлена также процентная надбавка за вредные условия труда в размере 5 %.
Пушня С.Н. начислена заработная плата за июнь, август 2015г. с учетом фактически отработанного времени и отпусков в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп. (без учета выплат по исполнительному листу и отпускных - ( ... ) руб. ( ... ) коп.), и в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп. соответственно.
Установив, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, исходя из оклада, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, суд первой инстанции, проверив расчет задолженности, представленный истцом и не оспоренный ответчиком, пришел к правильному выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика заработной платы из расчета оклада и надбавки в размере, равном минимальному размеру оплаты труда.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с указанными мотивированными выводами суда, подробно изложенными в решении, полагает их основанными на представленных сторонами доказательствах.
Решение суда в части взыскания судебных расходов соответствует требованиям процессуального законодательства.
Доводы третьего лица - администрации Лоухского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что заработная плата работника с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат, включая районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда основаны на неверном толковании указанных выше норм материального права, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, соответствует требованиям ст.ст. 56, 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица администрации Лоухского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.