Судья Тамбовского областного суда Епифанова С.А., рассмотрев жалобу Абрамян Г.Ю. на постановление судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 25 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 25 ноября 2015 года Абрамян Г.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В вину Абрамяну Г.Ю. вменено то, что он, будучи иностранным гражданином, допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, удостоверяющих право на пребывание на территории Российской Федерации, что является нарушением Федерального закона Российской Федерации N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В целях исполнения назначенного в виде принудительного выдворения наказания Абрамян Г.Ю. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тамбовской области.
В поданной в Тамбовский областной суд жалобе Абрамян Г.Ю. просит названное постановление изменить в части, исключив указание на административное принудительное выдворение за пределы РФ. Не оспаривая своей вины в совершении административного правонарушения, указывает, что это нарушение не обусловлено его преднамеренными действиями, его прямым умыслом нарушения российского законодательства, а связано с действиями сотрудников ОУФМС России по Тамбовской области в г. Котовске. Так же указывает на неточность изложения судьей районного суда установочных данных личности правонарушителя, а именно: сведений о его трудовой деятельности. Считает принятые меры излишни суровыми, поскольку фактически на него наложено несколько наказаний: наложение административного штрафа в размере 2000 рублей; административное выдворение за переделы РФ, а также помещение в специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан. Кроме того, на него, как на нарушителя российского миграционного законодательства, в течение 3 лет налагается запрет на въезд в РФ, что является для Абрамян Г.Ю. наиболее жестоким, поскольку он состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации Симочковой Е.В., с которой воспитывал дочь последней Марину и внучку Карину, 2005 года рождения, считая её своей родной внучкой.
В мае 1998 года Абрамян Г.Ю. с целью постоянного проживания прибыл в Российскую Федерацию из города Мары Республики Туркменистан, где родился и проживал до 1998 года, при себе имел паспорт гражданина СССР. Имея намерение переехать на постоянное жительство в РФ, он не желал получать паспорт гражданина Туркменистана. С паспортом гражданина СССР он постоянно проживал в городе Котовск, Тамбовской области, с гражданской женой Симочковой Еленой Владимировной. Подразделение миграционного ведомства в Котовске зарегистрировало его по фактическому месту проживания в квартире гражданской жены.
В 2009 году по настоянию ОУФМС в гор. Котовске он возвратился в Туркменистан с целью обмена паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Республики Туркменистан. Однако, как позже ему стало известно, такая позиция сотрудников миграционной службы была ошибочной, поскольку в связи с изменениями в ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", оставаясь и далее проживать в РФ с паспортом гражданина СССР по состоянию на 01.11.2002 года, он имел право получить российское гражданство.
Получив в Посольстве России в Туркменистане Разрешение на переселение, он с национальным паспортом возвратился в РФ в Котовск. По адресу гражданской жены Абрамян Г.Ю. был поставлен на миграционный учёт, и 31 мая 2011 года получил Разрешение на временное проживание сроком до 31 мая 2014 года.
По рекомендации сотрудников ОУФМС России по Тамбовской области в гор. Котовске он должен был явиться в органы миграционного контроля примерно за неделю до окончания срока действия Разрешения на временное проживание с заявлением о предоставлении Вида на жительство. Абрамян Г.Ю. явился в ОУФМС за полтора месяца до истечения срока Разрешения на временное проживание. Однако ему разъяснили, что он пропустил срок обращения за Видом на жительство. Таким образом, он был введён в заблуждение.
Суду не были представлены сведения, подтверждающие факт причинения заявителем и его действиями существенного вреда экономике, обороноспособности Российской Федерации, её конституционному строю, либо интересам и безопасности российских граждан.
Кроме того, судья, назначая административный штраф в размере 2000 руб., установилсрок, в течение которого он должен уплатить этот штраф, указывая при этом, что неуплата штрафа в срок влечёт ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Вместе с тем, будучи лишённым свободы, Абрамян Г.Ю. лишён возможности уплатить штраф.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, поддержанные защитником Абрамяна Г.Ю. - Шайсиповой В.А., представителя УФМС России по Тамбовской области Копченкину Л.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19.11.2015 г. в 09 час.00 мин. был выявлен факт, что гражданин Абрамян Г.Ю., являясь гражданином Туркменистана, совершил нарушение режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания - 31.05.2014 г. (разрешение на временное пребывание в Российской Федерации ***, выданный *** до ***, что является нарушением п.1 и п.5 ст.5 п.5 ст.13.3 ФЗ N 115 от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2015 года (л.д.3), письменными объяснениями Абрамяна Г.Ю. (л.д.4), копиями его паспорта, миграционной карты, уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, и не отрицаются самим Абрамяном Г.Ю.
Данным доказательствам судьёй первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Абрамяна Г.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем при назначении Абрамяну Г.Ю. административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения судьей Котовского городского суда Тамбовской области в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения части 2 статьи 4.1 данного Кодекса учтены не были.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В настоящем судебном заседании свидетель Симочкова Е.В. пояснила, что длительное время проживает в гражданском браке с Абрамяном Г.Ю., они ведут совместное хозяйство. Он принимал активное участие в воспитании её дочери - Симочковой М.С., а сейчас в воспитании внучки - Симочковой Карины.
Свидетель Симочкова М.С. в судебном заседании дала аналогичные пояснения.
Из материалов дела также следует, что на территории Российской Федерации Абрамян Г.Ю. проживает с 1998 года в гражданском браке с гражданкой РФ Симочковой Е.В., до 31.05.2014 года был зарегистрирован в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, в 1999 году был поставлен на учёт в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации, принимает участие в воспитании малолетней Симочковой Карины, 11.07.2005 г.рождения (внучка Симочковой Е.В.).
При этом мотивы, свидетельствующие о необходимости назначения Абрамяну Г.Ю. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в судебном постановлении не приведены.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Абрамяну Г.Ю. административного наказания в виде административного выдворения в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации не является мотивированным и противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах постановление судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 25 ноября 2015 г., подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Абрамяну Г.Ю. административного наказания в виде административного выдворения в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 25 ноября 2015 г., вынесенное в отношении гражданина Республики Туркменистан Абрамян Г.Ю., *** года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение Абрамяну Г.Ю. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Судья: Епифанова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.