Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Ситьковой О.Н.
судей Калединой Е.Г. и Шурловой Л.А.
при секретаре Дугужевой Б.Х-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Баранукова А.А.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора действующего в защиту интересов Соловьева Е.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Соловьева Е.С. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Соловьеву Е.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 29.03.2004 N650 несовершеннолетний Соловьев Е.С. определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для принятия указанного решения послужило решение Минераловодского городского суда от 09.12.1997 в отношении Соловьевой Т.В. о лишении родительских прав в отношении Соловьева Е.С., а также отсутствие отца у несовершеннолетнего.
В соответствии со ст. Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Соловьев Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в который был включен Соловьев Е.С.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Министерством имущественных отношений СК должно быть предоставлено Соловьеву Е.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2015 года исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора Ставропольского края, действующего в защиту интересов Соловьева Е.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворены, суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Соловьеву Е.С. 24.03.1991 года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Минераловодского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе
представитель ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Барануков А.А. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма в порядке, установленным Правительством Ставропольского края. Основанием для предоставления жилья является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот. Суд не учел, что Соловьев Е.С. обратился в министерство с заявлением только 22.09.2014 г. и в журнале учета его заявление зарегистрировано под N 959. Первоочередное предоставление жилья не предусмотрено, иначе будут нарушены права тех детей-сирот, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Соловьева Е.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Левушкину Е.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в интересах Соловьева Е.С., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Соловьев Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, его заявление зарегистрировано в журнале учета, однако, в нарушение федерального законодательства он жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Действующей в настоящее время редакцией ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 N 240-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указал, что Соловьев Е.А. обратился в министерство с заявлением только 22.09.2014 г. и в журнале учета его заявление зарегистрировано под N 959. Первоочередное предоставление жилья не предусмотрено, иначе будут нарушены права тех детей-сирот, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Соловьева Е.А.
Судебная коллегия находит указанные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия.
Как следует из материалов дела, Соловьев Е.С., 24.03.1991 года рождения. Соловьев Е.С. остался без попечения родителей. Мать Соловьева Т.В. решением Минераловодского городского суда от 09.12.1997 лишена родительских прав, сведения об отца записаны со слов матери. Он признан нуждающимся в предоставлении жилья.
Поскольку Соловьев Е.С. имеет право на получение жилья, жильем до настоящего времени не обеспечен, то оснований для отказа в иске не имеется.
Федеральным законом от 29.02.2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ, которые действительно исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди по договорам социального найма.
Однако ни ЖК РФ, ни Федеральный закон от 29.02.2012г. N 15-ФЗ не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании закона и противоречат приведенным выше нормам материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.