Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.
судей Кондратьевой А.В. и Лепской К.И.
с участием прокурора Полещук Р.С.
при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Буланкиной Л.Г.
дело по апелляционной жалобе Администрации Пеновского района Тверской области
на решение Пеновского районного суда Тверской области, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области в защиту жилищных прав Захаровой Т.В, к Администрации Пеновского района Тверской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение площадью применительно к условиям населенных пунктов Пеновского района Тверской области по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Пеновского района Тверской области предоставить Захаровой Т.В, благоустроенное жилое помещение площадью не менее "данные изъяты" применительно к условиям населенных пунктов Пеновского района Тверской области по договору найма специализированных жилых помещений".
Судебная коллегия
установила:
прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с иском к Администрации Пеновского района Тверской области в защиту жилищных прав Захаровой Т.В. с требованием возложить обязанность обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что Захарова Т.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Пеновского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N за Захаровой Т.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по "адрес". Заключением межведомственной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было признано не пригодным к проживанию. Постановлением главы Администрации городское поселение п. Пено от ДД.ММ.ГГГГ N Захарова Т.В. была признана нуждающейся в жилом помещении. Захарова Т.В. в ДД.ММ.ГГГГ окончила учебное заведение, где находилась на полном государственном обеспечении. После окончания обучения истец не была обеспечена жилым помещением.
В судебном заседании помощник прокурора Пеновского района Тверской области Сергеенко И.М. поддержала заявленные требования, пояснив, что Захарова Т.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением.
Истец Захарова Т.В. в судебном заседании также поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Администрации Пеновского района Тверской области просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном отзыве на иск указал, что администрация не может обеспечить жильем Захаровой Т.В., поскольку она не включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и, как следствие, не выделены бюджетные средства на приобретение для неё жилья.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения Тверской области просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном отзыве указано на отсутствие возражений в целом в отношении заявленных требований. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Захарова Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Бюджетные средства на обеспечение Захаровой Т.В. жилым помещением запланированы на ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального отдела социальной защиты населения Пеновского района Тверской области по доверенности Крякова Т.Н. требования прокурора поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения ставится вопрос в апелляционной жалобе администрации Пеновского района Тверской области.
В обоснование жалобы указано, что в настоящий момент Администрация не может выполнить обязательства по предоставлению жилого помещения в силу отсутствия денежных средств, поскольку последние запланированы на ДД.ММ.ГГГГ. Апеллянт полагает неправомерным возложение обязанности только на администрацию района, так как выполнение названной обязанности зависит от действий Министерства социальной защиты населения Тверской области, которое должно участвовать в деле в качестве соответчика.
Иными участвующими в деле лицами решение суда не обжалуется.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Захарова Т.В., представители ответчика и третьих лиц, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Полещук Р.С., полагавшую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Принятое по делу решение суда отвечает приведенным требованиям закона.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного, и социального развития.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Тверской области от 07 декабря 2011 года N 78-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Захарова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Так, судом установлено, что мать истца ДД.ММ.ГГГГ, а отец - ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Жило помещение, закрепленное за Захаровой Т.В. по "адрес", в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Постановлением главы Администрации городское поселение п. Пено от ДД.ММ.ГГГГ N Захарова Т.В. в числе членов своей семьи была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С ДД.ММ.ГГГГ Захарова Т.В. обучалась в ГБОУ "Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина".
У Захаровой Т.В. в собственности жилых помещений не имеется.
До настоящего времени Захарова Т.В. не обеспечена жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 72 Конституции Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Тверской области от 06 февраля 2013 года N 2-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года N 62-пп "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о возложении на Администрацию Пеновского района Тверской области обязанности предоставить Захаровой Т.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
У Захаровой Т.В., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Доводы жалобы о невозможности обеспечения Захаровой Т.В. жилым помещением ввиду отсутствия денежных средств, о необходимости привлечения к участию в деле соответчика не могут повлечь отмену решения суда.
Действующее законодательство не ставит право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью в зависимость от наличия свободного жилья, денежных средств на его приобретение, наличия (отсутствия) иных лиц, имеющих право на получение жилой площади во внеочередном порядке либо других условий.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в бюджете Тверской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
Обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями является обязанностью муниципального района, исполнение которой в силу закона не зависит от финансовых возможностей для осуществления возложенных полномочий.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пеновского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пеновского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи: А.В. Кондратьева
К.И. Лепская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.