Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года по делу
по иску прокурора Краснощековского района в интересах несовершеннолетнего Е.Д.Р. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалида.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснощековского района Алтайского края в интересах ребенка-инвалида Е.Д.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить инвалиду технические средства реабилитации.
В обоснование исковых требований указал, что Е.Д.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., является ребенком инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации Е.Д.Р. необходимы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных базовая прогулочная для детей-инвалидов 45 см. 27 кг. 40 см.; обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки: 2 пары в год; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке: 2 пары в год: ходунки на колесах 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт.
Законный представитель несовершеннолетнего Е.Д.Р. - Е.В.А. ДД.ММ.ГГ обратилась в Филиал N7 отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации. Указанные технические средствам ребенку-инвалиду предоставлены не были.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению ребенку-инвалиду необходимых средств технической реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных базовая прогулочная для детей-инвалидов 45 см. 27 кг. 40 см.; обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки: 2 пары в год; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке: 2 пары в год: ходунки на колесах 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт.
В связи с выдачей материальному истцу направления на получение либо изготовление обуви ортопедической сложной без утепленной подкладки (2 пары), обуви ортопедической сложной с утепленной подкладкой (2 пары), кресла-коляски с ручным приводом для больных базовой прогулочной для детей-инвалидов 45 см. 27 кг. 40 см, ходунков на колесах, прокурор и законный представитель Е.Д.Р. отказались от исковых требований в указанной части.
Определением Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части указанных исковых требований прекращено.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковых требования прокурора Краснощековского района в интересах несовершеннолетнего Е.Д.Р. удовлетворены.
На Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выдать Е.В.А. направление на получение либо изготовление за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации ребенка-инвалида Е.Д.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., - кресла-стула с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обуви на аппарат 2 шт.; аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт.
С Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение отменить, указывая, что решение является незаконным и не обоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Фонд социального страхования РФ производит обеспечение нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств. На ДД.ММ.ГГ год потребность на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в соответствии с потребностью, составила сумму в размере *** тыс. рублей. При этом объем финансирования в виде трансфертов из федерального бюджета на расходы по обеспечению техническими средствами реабилитации составил на ДД.ММ.ГГ сумму ДД.ММ.ГГ тыс. рублей (на ДД.ММ.ГГ сумма составляла - ДД.ММ.ГГ тыс. рублей). Таким образом, в настоящее время объем финансирования из федерального бюджета данного направления деятельности не превышает 56% от потребности (в настоящее время данный показатель составляет 91%), что препятствует своевременному инициированию процедур отбора поставщиков для поставки технических средств реабилитации в полном объеме.
Согласно индивидуальной программе реабилитации N *** от ДД.ММ.ГГ Е.Д.Р. определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе: кресле-стуле с санитарным оснащением (с колесами), обуви на аппарат 2 шт., аппарате на нижние конечности и туловище (ортез). ДД.ММ.ГГ Е.В.А. обратилась в Филиал N *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению Е.Д.Р. указанными техническими средствами реабилитации. Судом не было принято во внимание, что на дату обращения Е.В.А. с заявлением в филиале *** отделения Фонда были заявки иных граждан, которые поступили ранее. Поэтому направления Е.Д.Р. могут быть выданы только после выдачи направлений гражданам, обратившимся ранее. Ссылаясь на практику Верховного Суда Российской Федерации, ответчик полагает, что применение очередности при обращении граждан согласуется конституционными принципами справедливости и равенства.
Е.Д.Р. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем инвалиду выдано уведомление. Региональным отделением Фонда были заключены государственными контракты N *** от ДД.ММ.ГГ на поставку кресло-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов и N *** от ДД.ММ.ГГ на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими аппаратами, по которым Е.Д.Р. ДД.ММ.ГГ были высланы направления на получение либо изготовление необходимых ему технических средств реабилитации.
Кроме того, ответчик полагает, что суд необоснованно возложил на него обязанность выдать материальному истцу направления на получение технических средств в течение месяца, поскольку это противоречит ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика М.Е.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель прокуратуры Алтайского края Б. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Е.Д.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., является ребенком-инвалидом и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Инвалидность Е.Д.Р. установлена сроком до ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 ***, выданной Бюро медико-социальной экспертизы *** от ДД.ММ.ГГ.
Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГ определена нуждаемость Е.Д.Р. в технических средствах реабилитации: кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт. за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГ законный представитель Е.Д.Р. - Е.В.А. обратилась в Филиал *** отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в котором просила обеспечить ее ребенка указанными техническими средствами реабилитации.
Заявление Е.В.А. принято на рассмотрение ответчиком, ДД.ММ.ГГ Е.Д.Р. поставлен на учет для изготовления указанных технических средств реабилитации, о чем заявитель была уведомлена. Однако до настоящего времени ребенок-инвалид не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается понятие реабилитации инвалидов и определяются ее основные направления. Так, реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и друг реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В статье 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" конкретизируется, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно которому на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомлять инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд пришел к выводу, что ответчиком не исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению ребенку-инвалиду Е.Д.Р. технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Доводы жалобы ответчика о том, что не обеспечение инвалида средствами реабилитации в текущем ДД.ММ.ГГ году связано с недостаточностью денежных средств, выделенных Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Не принимаются во внимание судебной коллегии доводы жалобы со ссылкой на приведенной в ней определение Верховного Суда Российской Федерации, о том, что обеспечение материального истца техническими средствами реабилитации нарушает права других инвалидов их получающих и вставших на очередь ранее Е.Д.Р., поскольку рассмотренные ранее судом правоотношения, отличны от настоящих. В отличии от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление Е.Д.Р. технических средств реабилитации обусловлено жизненной необходимостью и ежедневным их применением.
Доводы жалобы о том, что ДД.ММ.ГГ Е.Д.Р. были высланы направления на получение либо изготовление кресла-стула с санитарным оснащением для обеспечения инвалида, ортопедического аппарата, не влекут отмену или изменение решения суда.
В материалах дела имеются направления Е.Д.Р. от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ на изготовление обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке, обуви ортопедической сложной без утепленной подкладки, аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), кресла-стула с санитарным оснащением (с колесами).
Вместе с тем, акты сдачи-приемки указанных работ в материалах дела отсутствуют, как и доказательства получения указанных направлений материальным истцом.
Кроме того, указанные направления на изготовление технических средств реабилитации были выдано Е.Д.Р. по истечении почти 10 месяцев с момента обращения его законного представителя с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что несвоевременное обеспечение ответчиком истца Е.Д.Р. техническими средствами реабилитации лишило его возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничило право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, решение суда не подлежит изменению.
Доводы жалобы о необоснованном указании судом на необходимость обеспечения материального истца средствами реабилитации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу признаются судебной коллегией несостоятельными.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями установлено, что уполномоченный орган обязан выдать инвалиду направление на приобретение (изготовление) средства реабилитации в 15-дневный срок с даты поступления заявления о предоставлении такого технического средства.
Действующим законодательством конкретно определен срок исполнения указанной выше обязанности уполномоченного органа, в связи с чем, учитывая жизненную необходимость инвалида в средствах реабилитации, установление судом срока исполнения возложенной на ответчика обязанности является обоснованным.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.