Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Гареевой Д.Р. и Александровой Н.А.
при секретаре Сабитовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Игнатьева Л.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата года.
Заслушав доклад судьи Гареевой Д.Р., выслушав Игнатьева Л.Н. и его представителя - Ишмухаметова Р.Н., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатьев Л.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в не очереди.
В обосновании иска указал, что он с дата года является нанимателем по договору социального найма жилого помещения - комнаты площадью 13.4 кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью 67,3 кв.м. в жилом доме по адресу: РБ, адрес. В дата году в квартале, ограниченном адрес, было начато строительство многоквартирного 8-12 этажного "жилого дома, а жильцам домов в этом квартале было сообщено о предстоящем в связи со строительством жилого дома, расселении и сносе домов. Строительство жилого дома было закончено в дата году, однако, дом, в котором истец проживает, не был расселен и снесен, хотя застройщик передал Администрации городского округа г. Уфы квартиры во вновь возведенном жилом доме именно для расселения жильцов этих домов.
Таким образом, истец считает, что именно у ответчика, как исполнительного органа местного самоуправления, в силу прямого указания закона возникла обязанность с момента получения в собственность муниципального образования переданных застройщиком -квартир во вновь возведенном жилом доме в квартале N ... по принятию решения о расселении жильцов жилого адрес, что им исполнено не было.
Кроме того, фактически право на предоставление взамен занимаемого жилого помещения другого жилого помещения по нормам предоставления возникло у истца и по иному основанию, а именно в дата году жилой адрес был обследован межведомственной комиссией и признан непригодным для постоянного проживания, а акт обследовании межведомственной комиссии был утвержден постановлением главы адрес г., Уфы РБ за N ... от дата, о чем истцу стало известно в дата г. В связи с непригодностью жилого дома и в силу действовавшего на тот момент "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" (утв. приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 года N 529) Администрация г. Уфы была обязана в течении одного месяца принять решение о сносе жилого дома и о расселении проживавших всех в нем граждан в порядке и на условиях установленных действовавшим в тот момент ЖК РСФСР.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено в удовлетворении исковых требований Игнатьева ЛН к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в не очереди отказать.
Не соглашаясь с решением суда, Игнатьев Л.Н. просит его отменить, указывая в апелляционной жалобе и дополнении к ней, что многоквартирный адрес, в котором расположена занимаемая им комната, включен в перечень многоквартирных домов адресной программы Республики Башкортостан на дата. У ответчика с момента признания дома аварийным возникла обязанность по обеспечению жилищных прав всех проживающих в доме граждан. Переход комнаты в собственность истца не является основанием для освобождения ответчика от обеспечения его жилищных прав. Кроме того, суд при разрешении спора необоснованно применил положения ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения может быть признан как наниматель, так и собственник жилого помещения.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда вышеназванным требованиям не отвечает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Игнатьева Л.Н. суд первой инстанции исходил из того, что порядок предоставления жилых помещений собственникам жилых помещений, находящихся в доме, подлежащем сносу определен ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец является собственником спорного жилого помещения, соглашение о предоставлении жилого помещения в счет выкупной стоимости изъятого жилого помещения не достигнуто, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Игнатьева Л.Н. о предоставлении равнозначного жилого помещения во внеочередном порядке у суда не имеется.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно п. 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Согласно п. 51 Положения, комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения. В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Ленинского района г. Уфы N ... от дата утвержден акт межведомственной комиссии о признании не пригодным для дальнейшей эксплуатации указанного жилого дома.
Данный жилой дом, включен в Адресную программу РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дата.г ... утвержденную постановлением Правительства РБ от дата N ...
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата, Игнатьев Л.Н. является собственником комнаты жилой площадью 13,4 кв.м. по адресу: адрес, на основании договора передачи жилой комнаты в коммунальной квартире в собственность от дата.
Из материалов дела следует, в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось, что требования, установленные вышеуказанным постановлением до настоящего времени не исполнены, требование собственнику спорного жилого помещения о сносе дома в установленный срок не предъявлялось, решение об изъятии земельного участка не принималось.
Принимая во внимание, что постановление Администрации городского округа г. Уфа N ... от дата об утверждении акта о признании не пригодным для дальнейшей эксплуатации жилого дома по адрес было принято в дата году, однако до настоящего времени дом не расселен, судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны ответчика допущено незаконное бездействие по неисполнению обязанности по установлению срока расселения граждан, уведомлению собственников жилых помещений о признании дома аварийным, предъявления требований о сносе дома или реконструкции в шестимесячный срок.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям норму п.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иное толкование п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п.п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Таким образом, при разрешении возникшего спора судом первой инстанции не были учтены вышеприведенные положения ст.57 ЖК Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N ... ""О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", что привело к нарушению прав Леонтьева Д.И. обратившегося с требованием о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, как следует из материалов дела, решением Совета городского округа г.Уфа РБ от дата N ... жилой адрес включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на дата годы по городскому округу г. Уфа РБ".
Также из Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дата годы" следует, что дом по адресу: адрес многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Однако, возможность реализовать такое право истцу предоставлена не была, жилищные права Игнатьева Л.Н., проживавшего в условиях, очевидно угрожающих его жизни и здоровью, в течение длительного времени органами власти не обеспечивались.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Игнатьеву ЛН во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Уфа Республики Башкортостан общей площадью не менее 13,4 кв.м. в соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Игнатьева ЛН удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Игнатьеву ЛН благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям в черте городского округа город Уфа общей площадью не менее 13,4 кв.м. на условиях договора социального найма.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.