Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Степанова И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Степанова И.В. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании включить и поставить на учет в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанов И.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Уфы РБ (далее - администрация ГО г. Уфа РБ) об обязании включить и поставить его на учет в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований указал на то, что находился на воспитании в Чесноковском детском доме с дата по дата Постановлением администрации Уфимского района Республики Башкортостан от дата N ... над ним была установлена опека, назначен опекун Степанов В.И. Какое-либо жилое помещение за ним не было закреплено.
По утверждению истца, в дата. его опекун обратился в администрацию Кировского района г. Уфы (по месту жительства) с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в его получении как сирота, о чем ему стало известно только в дата, так как в дата ему было только ...
Считает, что орган опеки и попечительства проявил полное бездействие, хотя его опекун своевременно обратился с заявлением.
С дата он проживает отдельно от семьи опекуна, своего жилья не имеет.
Истец просил обязать ответчика включить в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей и предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Степанов И.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе приводит доводы аналогичные доводам искового заявления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Заслушав представителя Степанова И.В. - Субботкина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации ГО г. Уфа РБ - Хафизову А.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Степановым И.В. доказательств обращения с письменным заявлением к ответчику о постановке на учет в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения как того требуют нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не представлено в связи с чем законных оснований для включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и обязании ответчика предоставить ему жилое помещения, не имеется.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям не соответствует.
На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РБ N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РБ", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Как следует из материалов дела, Степанов И.В., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента рождения воспитывался в доме грудничка, в дошкольном детском доме и с дата в Чесноковском детском доме.
Постановлением Главы администрации Уфимского района РБ от дата N ... над Шаймухаметовым И.Ф. (Степановым И.В.) установлена опека, ему назначен опекун Степанов В.И.
Из имеющегося в материалах дела учетного дела следует, что впервые за предоставлением жилого помещения Степанов И.В. обратился в дата, то есть после достижения 23-летнего возраста, в связи с чем на учёте в администрации Кировского района в качестве нуждающегося в получении жилья не состоял и не состоит.
Однако, в суде апелляционной инстанции истцом представлены заявления Степанова В.И. от дата, из которых видно, что он в дата. обращается в администрацию г. Уфы РБ и администрацию Кировского района г.Уфы РБ о постановке его опекаемого на учет, и внесении в список детей-сирот, нуждающихся в жилье. Факт отправки приведенных заявлений, подтверждается приложенными почтовыми квитанциями N ... и N ... соответственно, заверенными штампами почтового отделения.
Материалами дела подтверждается и сторонами не опровергнуто, что истец не имеет закрепленного жилого помещения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, после окончания пребывания в государственных детских заведениях поставлен не был, и до настоящего времени жилье во внеочередном порядке ему предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает установленным, что опекун истца в установленный законом срок обратился в уполномоченные на то органы с заявление о постановке ребенка - сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и отсутствие Степанова И.В. на сегодняшний день в списках лиц указанной категории не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований о поставки на учет в список детей-сирот оставшихся без попечения родителей, как ребенка-сироту, нуждающегося в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.
Неисполнение органом местного самоуправления своей обязанности по предоставлению лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
Таким образом, неправильное установление юридически значимого обстоятельства по делу, привело к вынесению незаконного судебного акта.
В связи с чем судебная коллегия считает, что исковые требования Степанова И.В. в указанной части подлежат удовлетворению.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с требованием Степанова И.В. в части предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку данная формулировка не предусмотрена ст. 8 вышеуказанного Закона, из которого следует, что указанным категориям лиц предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Степанова И.В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию ГО г. Уфа РБ поставить на учет оставшегося без попечения родителей Степанова И.В. как ребенка-сироту, нуждающегося в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, включив его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенным жилыми помещениями специализированного жилого фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении исковых требований Степанова И.В. в части предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
судьи: О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.