ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2015 года N 3-210/2015
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания А. А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц о запрете на территории Республики Башкортостан деятельности религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого "Элле-Аят" ("Алля-Аят"),
установил:
прокурор Республики Башкортостан обратился в Кировский районный суд города Уфы с исковым заявлением в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к общественному объединению "Элле-Аят" ("Алля-Аят") о прекращении и запрете деятельности, осуществляемую по адресам адрес (том 1 л.д.11-15).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Республики Башкортостан совместно с Центром по противодействию экстремизму МВД по Республике Башкортостан и Управлением ФСБ России по Республике Башкортостан проведена проверка законности деятельности на территории республики общественного объединения "Элле-Аят", ассоциирующего себя с движением "Алля-Аят", возникшим в Республике Казахстан.
Основателем "Элле-Аят" ("Алля-Аят") являлся житель поселка Чунджа Уйгурского района Алма-Атинской области Республики Казахстан Абдуллаев Ф.М., именуемый последователями общественного объединения "Элле-Аят" "Фархат-ата".
В своей деятельности члены общественного объединения "Элле-Аят" ("Алля-Аят") обещают исцеление от различных заболеваний, как реально имеющихся, так и надуманных. Методика оздоровления включает следующее:
- чтение "формулы жизни": "Алля Нина-ана Создатель Фархат-ата (дада) Алля Аят 37 40 6 8 10 Алля Лэззэт Селенной Алля Уйгур Аят Алля". Согласно представлениям последователей, после произнесения "формулы жизни" над молящимися людьми открывается "поток создателя, сжигающий имеющийся в людях и выходящий наружу негатив";
- прием "эткен-чая", во время которого поврежденные, больные и мутированные клетки уничтожаются макро-, микроэлементами солнца. "Эткен-чай" - это обычный чай с молоком, в который добавляется соль. При приготовлении чая совершаются ритуальные действия: ложку следует держать правой рукой; размешивать по кругу, строго по часовой стрелке; размешивая, читать "формулу жизни";
- наблюдение за солнцем незащищенным взглядом непрерывно,
читая "формулу жизни";
- работа с текстами и графикой.
- посещение семинаров.
- сеансы энергетической очистки.
В "формуле жизни" слова и цифры означают следующее: Эллэ - младенец; Нина-ана - супруга основателя "Элле Аят" Абдуллаева Ф.М.; Создатель Фархат-ата - Абдуллаев Ф.М.; Аят - энергетический поток Солнца, управляемый "Создателем"; 37-год рождения Абдуллаева Ф.М.; 40-год рождения супруги Абдуллаева Ф.М.; 6-число детей Абдуллаева; 8-знак бесконечности, состав семьи Абдуллаева Ф.М., восемь человек, объединенная сила Абдуллаева Ф.М., его жены и шестерых детей; 10-сила "Создателя", где: 1-Абдуллаев Ф.М., 0-солнце; Лэззэт - любовь; Селенная - область чистого сознания; Уйгур - новое мышление, новая цивилизация.
Кроме того, адептам предлагается читать журнал "Звезда Селенной".
По утверждению последователей, при чтении журнала начинаются "структурные изменения в коре головного мозга, в ДНК, в клеточных тканях, благодаря чему меняется физический орган, закрываются отжившие, мешающие программы и открываются новые". Та же цель якобы достигается и при просмотре рисунков, но их действие более сильное и более избирательное, в зависимости от того, что изображено на рисунке". 8-й и 10-й номера журнала считаются лечебными. Их рекомендуется прикладывать на грудь страницей с изображением Абдуллаева Ф.М. (для мужчин) или страницей с изображением его жены Нина-ана (для женщин). Между тем в тексте журналов встречаются логически не связанные суждения.
Одним из постулатов деятельности "аятовцев" является отрицание всех религий, при этом признавая Абдуллаева Ф.М. единственным богом, а также призывы к отказу от помощи официальной медицины, что нарушает права граждан в сфере охраны здоровья, может негативно сказаться на здоровье участников объединения. Данное общественное объединение запрещено решениями судов в Республике Казахстан и в Новосибирской области.
В деятельности объединения "Элле-Аят" ("Алля-Аят") установлены факты, свидетельствующие о наличии оснований для ликвидации ее в судебном порядке.
В процессе рассмотрения дела в суде, прокурор Республики Башкортостан уточнил исковые требования, просил прекратить и запретить деятельность религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), на территории Республики Башкортостан.
Определением Кировского районного суда города Уфы от 18 марта 2015 года данное дело было передано на рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан для рассмотрения по подсудности (том 2 л.д.174-176).
В судебном заседании помощник прокурора Республики Башкортостан по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму прокуратуры Республики Башкортостан Овчинникова Т.В. исковые требования уточнила, просила запретить деятельность религиозного группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей посредством движения Фархата Абдуллаева, который именуется в этом учении как Фархат-ата.
Представитель религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят") в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причины уважительности неявки в суд не представлены.
На основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Третье лицо Рахимова З.А. и ее представитель - адвокат Янина И.В. пояснили, что заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку деятельность "Элле-Аят" ("Алля- Аят") на территории Республики Башкортостан не подпадает под действие статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Считают, что "Элле-Аят" ("Алля-Аят") не является религиозной группой, не доказано количество человек, состоящих в ней. Специалисты, давшие заключения, не являются религиоведами, и не могут дать заключение о религиозности данного учения. По их мнению, "Элле- Аят" ("Алля-Аят") - это метод самооздоровления, относящийся к таким системам, как йога, цигун, компоненты метода лечения (эткен-чай, созерцание солнца, чтение формулы жизни) не несут вреда здоровью человека.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора.
Федеральным законом N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определено, что религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (пункт 1 статьи 7, в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года N 261-ФЗ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на территории Республики Башкортостан действует без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения учения Абдуллаева Ф.М. - религиозная группа "Элле-Аят" ("Алля Аят").
Данные обстоятельства подтверждаются видеозаписью собрания ("аята"), актом прослушивания данной видеозаписи, составленном старшим оперуполномоченным отдела ЦПЭ МВД по РБ (том 1 л.д.16-19), показаниями третьего лица Рахимовой З.А., свидетелей, заключениями и показаниями специалистов, судебными экспертизами.
Так из видеозаписи на CD-диске и акта ее прослушивания следует, что 18 апреля состоялась встреча, на которой присутствовало 8 человек. Выступающие, в том числе Рахимова З.А., неоднократно произносили "формулу жизни", просили помощи у создателя Фархат-ата, рассказывали как они, их знакомые или родственники излечились (от онкологических заболеваний, травм после аварий и т.п.) по системе "Аят - жизнь без лекарств и болезней" без традиционного медицинского лечения, решили бытовые проблемы (нашли работу, улучшили настроение и т.п.), за что они благодарили создателя Фархат-ата и Нина-ана. Рахимова З.А. читала книгу создателя Фархат-ата, рассказывала, что негативные явления в жизни дают мутированные клетки, в "Элле-Аят" ("Алля-Аят") все это лечится, клеточка становится здоровой, излучает положительную вибрацию и положительные черты характера. Также Рахимова З.А. призывала присутствующих приводить своих близких на "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), читать "формулу жизни" и журналы "Звезда Селенной", смотреть на солнце, вставать "под руку". Все присутствующие вставали в круг, хором читали "формулу жизни", слушали, как идет поток энергии создателя Фархат-ата.
Свидетели Ж.С.Ю.., А.В.Г.., Е.М.Ю.., У.Д.Р.., посещавшие религиозную группу в разное время (в марте, декабре 2014 года, январе 2015 года) показали, что последователи "Элле-Аят" ("Алля-Аят") 10-12 человек встречались у Рахимовой З.А. на адрес, в чайном клубе на адрес и на адрес в адрес. Рахимова З.А. представлялась как ученица Фархат-ата - основателя "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), объяснила, что методика учения помогает излечиться практически от любого заболевания. Ее суть заключалась в обращениях к создателю Фархат-ата и Нина-ана с просьбами о выздоровлении и решении других проблем, чтении журналов "Звезда Селенной", употреблении чая с солью и молоком, произношении "формулы жизни", исполнении ритуала "поток" (Рахимова З.А. клала руку на голову, вторую на грудь больному и велела смотреть, не отрываясь, ей в правый глаз около трех минут). Также Рахимова З.А. объясняла, что Фархат-ата является создателем человека и всего живого на земле, он всех контролирует и заменяет умершие клетки на живые, исцеление происходит за счет энергии солнца, лекарства принимать при этом не нужно. Лечиться можно по журналу "Звезда Селенной", несколько раз в день необходимо смотреть на солнце, настраиваясь на энергетику солнечного света. Каждый из присутствующих по очереди читал "формулу жизни", потом рассказывал как следование методики "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), чтение журналов помогли им в оздоровлении и решении других проблем, и просил Фархат-ата и Нина-ана о помощи (том 2 л.д.148-150).
Показания вышеуказанных свидетелей суд находит правдивыми, поскольку они не противоречат другим доказательствам по делу, подтверждаются объяснениями третьего лица Рахимовой З.А.
Так, в судебных заседаниях Рахимова З.А. поясняла, что методика самооздоровления по учению Абдуллаева Ф.М. включает в себя созерцание солнца (в течение трех минут несколько раз в день), чтение "формулы жизни", которая является паролем для подключения к энергии солнца и полностью гарантирует защиту от вредного воздействия солнечного луча. Солнце, попадая в глаз человека, начинает работать с его сознанием, с клетками мозга. Пароль выведен Абдуллаевым Ф.М. Первое слово в "формуле жизни" "алля" означает "дитя Создателя", "Нина-ана" - это жена Абдуллаева Ф.М., земная женщина которая работает с высшей энергией Создателя. Ей (Рахимовой З.А.) разрешилаработать по методике "Элле-Аят" ("Алля-Аят") Нина-ана. Когда человек слушает свои клетки, его сознание начинает управлять клетками тела. После того как человек установит контроль над клетками, он сможет восстанавливать свое здоровье без лекарств, потому что электромагнитные поля малой мощности, которые заключаются в батарейках, в токах высокочастотных, созданных человеком на базе техники, очень вредно влияют на ДНК. Эткен-чай убирает информационный негатив и шлак, делая чай надо читать "формулу жизни". Журналы "Звезда Селенной" - это элемент оздоровительной системы, фрактал, объект, который производит волновую вибрацию, диапазон частот этого фрактала соответствует здоровым клеткам и здоровой ДНК человека. Журналы индивидуальные, настройка волн уже произошла в тексте журнала на человека, который его купил, т.к. у каждого человека настройка на частоту волн происходит индивидуально. Журналы свойство свое сохраняют у того, кто с ними работает, журнал нельзя передать или продать, т.к. у другого человека другая частота волн. Ученик - это проводник энергии создателя, он может работать одновременно как со своей энергией, так и энергией другого человека. Когда ученик ставит "под руку" обратившегося к нему человека, поток энергии солнца или создателя идет на стоящего "под рукой", одновременно вытесняя негативную энергию болезни на ученика. Ученик - это средство выхода негативной энергии. Данная методика, по мнению третьего лица, позволяет излечиться от онкологических заболеваний, последствий радиации в Чернобыле и др. Медицина очень дорогая, люди ищут более дешевый и доступный способ оздоровления. Кроме того, Рахимова З.А. не отрицала, что ранее последователи "Элле-Аят" ("Алля- Аят") собирались первого и восемнадцатого числа каждого месяца в чайном клубе на адрес, сейчас собираются у нее дома, произносят "формулу жизни", поток энергии и защиты от негатива заполняет всю комнату, многоэтажный дом, потом они рассказывают как у них улучшилась жизнь. Последователей методики в городе Уфе около тысячи человек (протоколы судебного заседания от 29 апреля 2015 года, от 23 ноября 2015 года).
На запрос прокуратуры Республики Башкортостан совместно ЦПЭ МВД по РБ и Управлением ФСБ России по РБ специалист заведующая сектором дополнительного образования Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, сотрудник информационно-консультативного центра по изучению проблем духовно-нравственного воспитания молодежи Б.М.Р. составила идентификационное заключение. В котором пришла к выводу об установлении родства, принадлежности к одному и тому же учению вероучения и культовых практик религиозной организации "Алля-Аят" (религиозное учение, основанное жителем Республики Казахстан Абдуллаевым Ф.М. (Фархат-ата) и запрещенное на территории Республики Казахстан) и объединения "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), действующей в Республике Башкортостан по следующим признакам. Основной рекламируемой целью деятельности организаций является лечебное воздействие на завербованных лиц. Вера в возможность исцеления, в том числе от неизлечимых современной медициной болезней, с помощью формулы жизни, эткен-чая, сеансов солнечной терапии и чтения журналов "Звезда Селенной". Вера в то, что Фархат-ата - создатель вселенной и великий целитель, открывший людям путь к оздоровлению и к самосовершенствованию. Вера в возможность улучшения собственной жизни с помощью посещения "аятов", "включения в поток" и иных действий рекомендованных в источниках "Алля-Аят". Вера в то, что солнце обладает огромной энергией, способной исцелять и создавать мир, и что все живое на планете существует только благодаря его энергии. Вера в силу формулы жизни, которая при частом произнесении исцеляет и очищает как тело, так и душу (том 1 л.д.28-38).
Допрошенная в судебном заседании специалист Б.М.Р. выводы идентификационного заключения поддержала, также пояснила, что "Элле Аят" ("Алля Аят") является религиозным вероучением, поскольку исцеление осуществляется с помощью ритуальных практик (том 2 л.д.150).
Из заключения специалиста заведующей лаборатории психологических исследований Государственного автономного учреждения здравоохранения Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Г.Н.В. усматривается, что по результатам психологического анализа аудио и видеозаписи на СД, содержания журналов "Звезда Селенной", протоколов объяснений граждан, можно сделать следующие выводы. В методах лечения людей по Абдуллаеву Ф.Ф. имеются признаки психологического воздействия в виде внушения и применения психотехнологий манипулирования сознанием людей и жестким контролем мышления и эмоций участников движения. Результатами такого психологического воздействия могут быть необратимые изменения в индивидуально-психологической сфере людей (формирования зависимых черт со всеми вытекающими последствиями), а также ухудшение соматического состояния вследствие не обращения к соответствующим специалистам, что обусловлено эффективностью данного учения. С точки зрения медицинской психологии, у участников движения "Элле-Аят" ("Алля-Аят") развиваются и закрепляются такие индивидуально-психологические особенности как: перекладывание на другие права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т.п. Человек становится безвольным и несамостоятельным, он вынужден полностью отказать от собственной индивидуальности, от своего "я" в угоду интересам движения "Элле Аят" ("Алля-Аят"). В представленных материалах имеются данные, свидетельствующие о том, что в ритуалах движения, на "аятах" имеются элементы введения людей в трансовое состояние (непрерывный взгляд в глаз целителю, хоровое произнесение "Формулы жизни"). Ритуал врачевания проводится всем участникам "Элле-Аят" ("Алля-Аят") одинаково, без учета не только индивидуально-психологических особенностей разных людей, но и без учета имеющихся хронических заболеваний и соматических жалоб, что может усугубить соматическое заболевание человека, а с точки зрения психологии и психиатрии спровоцировать дезадаптивное состояние, даже психическое расстройство (том 1 л.д.22-27).
В судебном заседании специалист Г.Н.В. свое заключение поддержала, пояснила, что методы лечения Абдуллаева Ф.М. имеют признаки психологического воздействия или манипулирования сознанием человека. Используется особая терминология, нагромождение непонятных слов с включением основополагающих слов. На аудиозаписи прозвучала гипотеза о наступлении на планете времени, когда останутся люди с температурой тела 45 градусов члены "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), т.к. они правильные, чистые. Для успешного лечения необходимо привести родных, друзей, близких, т.е. эти методы направлены на привлечение как можно большего количества людей к учению "Элле-Аят" ("Алля-Аят") (том 2 л.д.151).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что общественное объединение "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), действующее на территории Республики Башкортостан, является в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной группой, поскольку представляет собой добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (Фархат-ата - создатель вселенной и великий целитель, который создал методику самооздоровления от неизлечимых болезней с помощью "формулы жизни", "эткен-чая", сеансов солнечной терапии, чтения журналов "Звезда Селенной"), осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
При этом вышеуказанный федеральный закон не устанавливает и не ограничивает численность группы, т.е. в состав религиозной группы может входить как 2 человека, так и 2000 человек.
Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Согласно части 3 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Закона о свободе совести право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" называет одним из основных принципов охраны здоровья соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрено, что основаниями для запрета на деятельность религиозной группы в судебном порядке являются: посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 01 января 2016 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В обоснование требований о запрете деятельности прокурор ссылался на то, что религиозная группа "Элле-Аят" ("Алля-Аят") использует методику оздоровления, которая оказывает психологическое воздействие в виде внушения и использует манипулирование сознанием людей с жестким контролем мышления и эмоций участников группы без учета состояния здоровья граждан, призывает к отказу от помощи официальной медицины, чем нарушает права граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
С учетом характера заявленного требования предметом исследования по настоящему делу является практика религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят") и воздействие ее на личность, права и свободы граждан, здоровье человека, в том числе его психическое здоровье, отношение к медицинской помощи.
Для разрешения данных вопросов судом по ходатайству прокурора были назначены две экспертизы.
По заключению комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы, проведенной криминалистической лабораторией "Центр правовых и технических экспертиз" Инновационного центра "Технопарк" Башкирского государственного университета Республики Башкортостан при использовании методик, практик "Элле-Аят" ("Алля-Аят") индивидуально-психологические особенности граждан, характер, имеющихся у них хронических заболеваний и соматических жалоб не учитываются, имеются элементы введения людей в трансовое состояние. Подобные элементы проявляются в обращениях, многократном монотонном повторении ключевых словосочетаний, фраз и слов, включенных в контекст коммуникации с завуалированными метафорическими сравнениями, умолчаниями, наряду с монотонными, ритмичными движениями, доведением себя до экстаза.
Методики, практики "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), а также материалы издания "Звезда Селенной" могут оказывать воздействие на психику человека, психологическое воздействие на граждан - последователей "Элле- Аят" ("Алля-Аят"). В анализируемых текстах отмечены средства речевого воздействия/суггестии (внушения): грамматически не оформленный текст, с несвязным содержанием, отсутствие знаков препинания, неоднократные повторы, красный шрифт, повышенная метафоричность и эмотивность. Снижается порог критичности воспринимаемой информации, происходит рассредоточение внимания. К возможным последствиям подобного воздействия также можно отнести - формирование стереотипизированности, ограниченности и несамостоятельности мышления, значительное снижение индивидуально психологического своеобразия личности последователей, снижение степени вариативности ее возможностей адаптивного реагирования на постоянно меняющиеся условия жизнедеятельности.
Выступления участников о лечении по методу Абдуллаева Ф.М. при проведении последователями методики, практики собраний ("аятов"), а также коллективное чтение и обсуждение содержания журналов "Звезда Селенной" имеют пропагандистское, обучающее значение, способствуют популяризации и закреплении в сознании участников группы идеи о способности данного учения решить любые проблемы. Скрытая интенция (целевая установка) подобных текстов - призвать к отказу от медицины и традиционных лекарственных средств, убедить последовать их примеру, верить пропагандируемому учению. Коллективное чтение и обсуждение содержания журналов играют роль группового воздействия, позитивного подкрепления, в результате новички или сомневающиеся могут поддаваться групповому давлению.
Выступлений участников о лечении по методу Абдуллаева Ф.М. при проведении собраний ("аятов") могут оказать влияние на психологическое состояние участников собраний путем постепенной, последовательной трансформации личности, изменением ее ценностно-смысловой, мировоззренческой сферы, формированием ригидных стереотипов поведения в соответствии с системой "Элле-Аят" ("Алля-Аят").
При этом эксперт-лингвист и эксперт-психолог не смогли определить наличие потенциальной опасности для здоровья граждан при изучении, применении методик "Элле-Аят" ("Алля-Аят") и дать оценку методик и практик с точки зрения их медицинского обоснования. В связи с неполнотой проведенной экспертизы по делу была назначена дополнительная комплексная судебная медицинская экспертиза.
Комиссия экспертов как следует из заключения дополнительной комплексной судебной медицинской экспертизы N 346 ГУЗ "Башкирская лаборатория судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан" пришла к следующим выводам.
Какого-либо медицинского (научного) обоснования методика и практика, используемые последователями "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), упоминаемые в журналах "Звезда Селенной" и иных источниках - не имеют.
Отдельные составляющие метода Абдуллаева Ф.М. ("пить чай с молоком с солью, смотреть на солнце не более 3 минут и повторение "формулы жизни", чтение журнала") формально не несут вреда здоровью, однако, ухудшение состояние граждан в каждом случае может быть обусловлено многими факторами.
Согласно данным медицинской литературы воздействие солнечного излучения может привести к следующим последствиям: на органы зрения - повреждение кожи век и окологлазничной области, повреждение роговой оболочки, хрусталика и сетчатки глаза (в состав солнечного излучения входят ультрафиолетовые лучи (примерно 5%), видимый свет (примерно 50%) и инфракрасное излучение (примерно 45%). Степень повреждения глаза напрямую зависит от длительности и интенсивности воздействия ультрафиолетового и инфракрасного спектра. Ультрафиолетовые лучи вызывают повреждение кожи век, которое протекает в виде солнечного ожога I и II степени. Повреждение роговицы (фотокератит) клинически проявляется отеком поверхностного эпителия, поверхностного точечного кератита. Пациенты отмечают ощущение инородного тела в глазах, чувство песка, рези, светобоязнь, слезотечение. В остром периоде отмечается резкое снижение зрения. В тяжелых случаях воздействие УФ - излучения может привести к появлению птеригиума, пингвекулы, климатической точечной кератопатии, карциномы. Длительное воздействие солнечного света может привести к развитию катаракты. Помутнение хрусталика связано с кумулятивным фототоксическим действием УФ - радиации на хрусталиковые белки. Ядро хрусталика окрашивается в желто - бурый цвет за счет увеличения концентрации флюоресцирующих хромофоров (пигментов), способность пропускать свет снижается. Наиболее подвержены развитию катаракты в результате фототоксического воздействия люди старшего возраста. Чем старше, тем раньше и сильнее возникают повреждения. УФ - излучение при длительной экспозиции может вызывать фотохимические и термические повреждения сетчатки, протекающие по типу острого воспаления, которые в отдаленном периоде могут привести к стойким повреждениям (вплоть до полной слепоты). Клиническими проявлениями могут быть отек в макулярной зоне, бело - желтое пятно, отсутствие фовеолярного рефлекса, ламеллярный дефект и др. Пациенты могут жаловаться на ощущение пятна перед глазом, светобоязнь, дисхроматопсию, метаморфопсию.
Метод Абдуллаева Ф.М. может оказать влияние на психическую, психологическую деятельность человека: спровоцировать дезадаптивное состояние, даже психическое расстройство. Метод Абдуллаева вызывает повышение концентрации внимания центральной нервной системы к внешним воздействиям, повышение активности центральной нервной системы. Согласно медицинской статистике соматические заболевания в 25% случаев сопровождаются невротическими расстройствами. В медицине подобное воздействие направлено на лечение астенического синдрома, а при лечении тревожных фобических расстройств, сопровождающихся высокой активностью центральной нервной системы (состояние опасности !!!) обязательно требует седативного (успокаивающего) воздействия (разъяснительные беседы, расслабляющие трансы, препараты седативной направленности (валериана, транквилизаторы и т.д.). Выбор используемых векторов воздействия производится специалистом на основании выводов о наличии (сохранности) ресурсных возможностей организма, получаемое в результате дополнительного обследования пациента до лечения. При использовании методик, практик "Элле-Аят" ("Алля-Аят") имеются элементы введения людей в трансовое состояние, психологического воздействия в виде внушения и применения психотехнологий манипулирования сознанием людей с жестким контролем мышления и эмоций участников движения. Подобные элементы проявляются в обращениях, многократном монотонном повторении ключевых словосочетаний, фраз и слов, включенных в контекст коммуникаций с завуалированными метафорическими сравнениями, умолчаниями (хоровое произнесение "формулы жизни"), непрерывном взгляде в глаз целителю, наряду с монотонными, ритмичными движениями, доведением себя до экстаза.
Кроме того, при наличии соматической патологии у больных, возможно, что течение некоторых хронических заболеваний может усугубиться ввиду употребления избыточного количества жидкости и соли ("прием эткен-чая"), и как следствие, к задержке жидкости в организме, развитию отеков и гипертонического криза. Не исключается негативное влияние на здоровье вследствие отказа от лечения жизненно показанных официальных методов лечения. Например, при отказе от приема гипотензивных препаратов - может развиться инсульт, гипертонический криз; при отказе от противосудорожных препаратов может развиться судорожный приступ или судорожный статус.
Учитывая вышеизложенное, используемая религиозной группой "Элле- Аят" методика оздоровления (связанная с частым лицезрением солнца, питием чая с молоком с солью, повторением "формулы жизни", чтением журнала) может приводить к серьезным повреждениям органа зрения, психического, соматического здоровья человека. Опасность в рамках использования указанных ранее методик скрывается в отсутствии превентивной (предварительной) оценке состояния человека. В случае наличия признаков психического истощения или присутствия скрытых (латентных) признаков невроза в связи с наличием соматического страдания активирующий вектор влияния может привести к паническим атакам или другим формам декомпенсации здоровья. Декларация последователей, культивируемая в отзывах (журналах "Звезда Селенной"), использование только альтернативных методов влияния на болезнь - может привести к отказу пациентов от своевременной медицинской помощи. Таким образом, нельзя исключить потенциальную опасность для здоровья граждан (угрозу нанесения вреда психическому и физическому здоровью граждан) при применении методики и практики, используемые последователями "Элле- Аят" ("Алля-Аят").
У суда нет оснований сомневаться в правильности и обоснованности вышеуказанных заключений экспертов, поскольку их выводы не противоречат материалам дела, доказательства, опровергающие их, суду не представлены. Эксперты приняли во внимание все материалы, представленные на экспертизу, провели соответствующий анализ. Заключения экспертов содержат подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В связи с тем, что заключения экспертов криминалистической лабораторией "Центр правовых и технических экспертиз" Инновационного центра "Технопарк" Башкирского государственного университета Республики Башкортостан и ГУЗ "Башкирская лаборатория судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан" соответствуют требованиям действующего законодательства, они признаются судом достоверными, допустимыми, относимыми и надлежащими доказательствами.
Таким образом, заключениями судебных экспертиз подтверждена обоснованность и законность требования прокурора о том, что со стороны религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят") имеются действия побуждающие граждан к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Также из заключения экспертиз следует, что в своей деятельности данная религиозная группа допускает посягательства на личность, права и свободы граждан, фактически осуществляет медицинскую деятельность с применением процедур неквалифицированного вторжения в сферу сознания человека (введение в трансовое состояние, внушение, психотехнологии манипулирования сознанием с жестким контролем мышления и эмоций), посягающих на психическое и психологическое здоровье людей без учета индивидуально-психологических особенностей граждан, без учета имеющихся хронических заболеваний и соматических жалоб.
Третье лицо Рахимова З.А. и ее представитель, оспаривая заявленные требования, ссылались на заключение ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по итогам комплексного исследования авторского метода Абдуллаева Ф.М. (том 3 л.д.23-38) и отчет о научно-исследовательской работе ФГУ Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения "Медико-психологическое исследование системы оздоровления "Аят по методу Абдуллаева Ф.М." (том 3 л.д.39-143).
Однако в вышеуказанном заключении ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) отсутствует вывод об эффективности и безопасности метода Абдуллаева Ф.М. Отмечено, что представленные для экспертного данные получены в ходе исследований, организация которых не соответствовала современным принципам доказательных исследований, научной обоснованности и концептуальности, теоретической базы "метод самооздоровления) Абдуллаева" не имеет. Не исключается, что течение некоторых хронических соматических заболеваний может усугубиться в процессе употребления эткен-чая, например, регулярное, в соответствии с "методикой" употребление соли может способствовать задержке жидкости в организме, развитию отеков, осложнений со стороны сердечно-сосудистой или почечной системы, вызвать гипертонический криз. Длительное созерцание солнца может быть связано с риском ожога роговицы. Эти факторы приобретают особое значение с учетом того, что к анализируемому методу часто прибегают лица уже имеющие проблемы здоровья. В формулировке метода не приводится как условие его применения "отказ от врачей и лекарств", и метод не пропагандирует отказ от традиционной медицины. При этом в заключении указано, что приведенные примеры свидетельствуют об отказе больных от жизненно необходимой специализированной врачебной помощи в пользу метода самооздоровления Абдуллаева Ф.М., т.е. заключение содержит противоречивые выводы, поэтому не может быть признано допустимым доказательством в силу статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд также критически относится к отчету о научно-исследовательской работе ФГУ Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения "Медико-психологическое исследование системы оздоровления Аят по методу Абдуллаева Ф.М.", считает его необоснованным, поскольку не указаны методы статистической обработки первичных данных, невозможно определить кто из граждан и последователей "Элле-Аят" участвовал в психологическом исследовании. Доказательства состояния здоровья обследуемых граждан до работы и после по методике Абдуллаева Ф.М. не приведены. При этом данный отчет содержит ничем не подтвержденное голословное утверждение об улучшении здоровья учеников Абдуллаева Ф.М., однако какие-либо медицинские характеристики болезней и состояния здоровья обследуемых граждан отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доказательства, позволяющие усомниться в заключениях судебных экспертиз, не представлены и считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора Республики Башкортостан.
Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что на территории Новосибирской области деятельность религиозной группы "Элле-Аят" запрещена решением Новосибирского областного суда от 25 февраля 2013 года, вступившим в законную силу 19 июня 2013 года (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 67-АПГ13-7).
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить на территории Республики Башкортостан деятельность религиозной группы "Элле-Аят" ("Алля-Аят"), в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого "Элле-Аят" ("Алля-Аят").
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Тазетдинова Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.