Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичёвой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2015 года апелляционную жалобу С.Н.И. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2015 года по административному делу N2-1802/2015 по административному исковому заявлению С.Н.И. к администрации Кировского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения и об обязании предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения административного истца С.Н.И., представителя административного ответчика администрации Кировского района Санкт - Петербурга - Г.А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Н.И. обратилась в Кировский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории "Дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обязать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда на условиях, установленных действующим законодательством.
Обосновывая заявленные требования, С.Н.И. ссылалась на то, что "дата" родилась в "адрес". В "дата" году осталась без попечения родителей, с "дата" года проживает в Санкт-Петербурге с опекуном, зарегистрирована по месту жительства в принадлежащей опекуну на праве собственности трехкомнатной квартире. С "дата" года является гражданкой Российской Федерации. С "дата" года обращалась в администрацию района с заявлениями о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако в этом ей неоднократно отказывали, в том числе, в связи с отсутствием 10 лет проживания в Санкт-Петербурге, в связи с учебой в образовательных учреждениях. Письмом администрации района от "дата" ей повторно отказано в принятии на учет нуждающихся. С указанным отказом она не согласна, полагает его необоснованным.
Решением Кировского районного суда Санкт - Петербурга от 16 апреля 2015 года С.Н.И. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Так, из материалов дела следует, что С.Н.И., "дата" года рождения, проживала на территории "адрес". В "дата" году осталась без попечения родителей
Распоряжением администрации муниципального образования Красненькая речка Санкт-Петербурга от "дата" передана приемному родителю С.Т.К.
Истец зарегистрирована по месту жительства в "адрес". Указанная квартира в равных долях принадлежит Р.Т.К., Б.А.С. и Ж.Н.С.
В квартире по месту жительства также зарегистрирована сестра истца - С.О.И., "дата" года рождения, которая распоряжением администрации Кировского района от "дата" N ... принята на учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения.
Истцу "дата" администрация района отказала во включении в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, со ссылкой на то, что заявитель не принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет в связи с отсутствием необходимых для принятия на учет 10 лет проживания в Санкт-Петербурге. А также, в связи с отсутствием у нее права по законодательству, действовавшему до достижения ею возраста 23 лет быть включенной в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку в соответствии с требованиями жилищного законодательства, действовавшего до "дата", истец не могла быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и следовательно, ей могло быть вне очереди предоставлено жилое помещение с учетом льготы "ребенок, оставшийся без попечения родителей" (пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также поскольку на дату рассматриваемого отказа истец также не проживала в Санкт-Петербурге 10 лет и, кроме того, достигла возраста 23 лет, то отсутствуют основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении поданного заявления, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении дела доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеупомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в иной редакции.
Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, истец могла быть обеспечена жилым помещением специализированного жилого фонда в период с "дата" до "дата", поскольку возраста 23 лет она достигла только в "дата" года.
В силу пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений данной категории граждан осуществляется в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге такой порядок определен в статье 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", согласно положениям которой в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (пункт 2); жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты включения детей-сирот в список.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными, требования об обеспечении жилым помещением подлежат удовлетворению.
Так, из оспариваемого отказа от "дата" следует, что С.Н.И. ранее обращалась в администрацию Кировского района Санкт - Петербурга с просьбой о предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте.
Указанное обстоятельство не получило должной оценки при разрешении спора в суде первой инстанции, в то время как из материалов дела следует, что С.Н.И. после "дата" и до достижения ею возраста 23 лет обращалась с заявлениями о предоставлении жилого помещения к административному ответчику.
В заседание судебной коллегии было представлено письмо жилищного отдела администрации Кировского района Санкт - Петербурга от "дата", согласно которому вопрос о предоставлении С.Н.И. жилого помещения будет рассмотрен после утверждения изменений внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.
Таким образом, поскольку С.Н.И. в юридически значимый период ( с "дата" и до достижения ею возраста 23 лет) обращалась в администрацию Кировского района Санкт - Петербурга с заявлением о предоставление ей жилого помещения как сироте, судебная коллегия приходит к выводу, что, несмотря на намерения истца реализовать соответствующее право, сделать она этого не могла по независящим от нее причинам.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" об отказе в постановке С.Н.И. на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории "Дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не может быть являться законным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований заявленных С.Н.И. не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2015 года отменить.
Признать незаконным отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории "Дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" С.Н.И., "дата" года рождения.
Обязать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга предоставить С.Н.И., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда на условиях, установленных действующим законодательством.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.