Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 ноября 2015 года административное дело N 2-4474/14 по апелляционной жалобе Т.В.П. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года по административному исковому заявлению Т.В.П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений сведений о земельном участке.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя административного истца Т.В.П. - З.В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.В.П. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о признании незаконным решения от "дата" N ... , от "дата" N ... и от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , соответственно.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отказано в удовлетворении требований Т.В.П.
В апелляционной жалобе Т.В.П. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Т.В.П.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, своего представителя не направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" Т.В.П. обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области с заявлениями о государственной регистрации учета изменений объектов недвижимости, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , расположенных по адресу: "адрес". Просил внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении в части категории земель, к которым отнесены земельные участки, вида разрешенного использования земельных участков.
К заявлению об изменении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... были приложены:
- заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости N ... от "дата";
- свидетельство о государственной регистрации права от "дата";
- кадастровый паспорт земельного участка от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- выписка из ПЗЗ от "дата";
- ситуационная схема от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заявление от "дата";
- доверенность от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- решение N ... от "дата".
Решением от "дата" N ... приостановлена государственная регистрация учета изменений земельного участка с кадастровым номером N ... в части сведений о категории земельного участка по основаниям пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с отсутствием сведений, направленных уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления об изменении категории земельного участка, а также в связи с тем, что О.М.А., действующей как представитель Т.В.П., не представлена доверенность на предъявление заявления от других сособственников указанного земельного участка.
К заявлению об изменении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... были приложены:
- заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости N ... от "дата";
- свидетельство о государственной регистрации права от "дата";
- кадастровый паспорт земельного участка от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- выписка из ПЗЗ от "дата";
- ситуационная схема от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заявление от "дата";
- доверенность от "дата";
- решение N ... от "дата".
Решением от "дата" N ... приостановлена государственная регистрация учета изменений земельного участка с кадастровым номером N ... в части сведений о категории земельного участка по основаниям пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, в связи с отсутствием сведений, направленных уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления об изменении категории земельного участка.
К заявлению об изменении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... были приложены:
- заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости N ... от "дата";
- свидетельство о государственной регистрации права от "дата";
- кадастровый паспорт земельного участка от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- выписка из ПЗЗ от "дата";
- ситуационная схема от "дата";
- выкопировка от "дата";
- заявление от "дата";
- доверенность от "дата";
- заключение N ... от "дата";
- решение N ... от "дата".
Решением от "дата" N ... приостановлена государственная регистрация учета изменений земельного участка с кадастровым номером N ... в части сведений о виде разрешенного использования земельного участка по основаниям пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, в связи с отсутствием сведений, направленных уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления об изменении категории земельного участка.
Обосновывая указанные отказы, государственный регистратор ссылался на то, что в качестве документа, подтверждающего возможность соотнесения земельного участка к предоставленному заявлению с объектом учета, следует считать акт органа местного самоуправления о переводе земельного участка из одной категории земель в другую, относительно заявленных участков такими сведениями административный ответчик не располагал.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета принадлежащих Т.В.П. земельных участков, суд пришел к выводу, что поскольку в обязанность административного ответчика не входило истребование в порядке межведомственного взаимодействия сведений об изменении категории земель, на которых расположены земельные участки административного истца, то оспариваемые решения от "дата" и "дата" являются правомерными.Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда не основан на положениях Федерального закона от 2007 года N 221-ФЗ, противоречит представленным при рассмотрении дела доказательствам, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Разрешая вопрос об обоснованности поданного Т.В.П. заявления, суд первой инстанции признал основания приостановления осуществления кадастрового учета, отвечающими требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости".
Однако судом не было учтено, что в материалы дела представлено заключение администрации муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от "дата", направленное в адрес административного истца, из которого следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на часть территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" указанные земельные участки расположены по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, отнесены к территориальной зоне Ж-1 "Зона усадебной индивидуальной жилой застройки".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, не представления необходимых для кадастрового учета документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен закрытый состав документов, необходимых для кадастрового учёта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, необходимый для кадастрового учёта, запрашивается органом кадастрового учёта в порядке, установленном частью 5 статьи 16 этого же Федерального закона, правилом которой, в свою очередь, определено, что, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в том числе сведений о категории земель, на которых расположен земельный участок) и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Судом первой инстанции при оценке правильности оспариваемых решений органа государственного кадастрового учета не принято во внимание то обстоятельство, что вместе с заявлением Т.В.П. в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области представил кадастровые паспорта земельных участков, в которых описание адреса местонахождения земельного участка полностью совпадает с адресами земельных участков, указанных в предоставленных административным истцом Правилах землепользования и застройки муниципального образования.
При наличии у должностных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области сомнений в отношении наличия актов органа местного самоуправления об установлении вида разрешенного использования и категории земель по месту нахождения предоставленных в собственность объектов недвижимости, орган кадастрового учёта в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязан был запросить данный документ в администрации муниципального образования в порядке междуведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении вопроса об обоснованности поданного в суд заявления, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению, что привело к принятию неправильного решения и что, в свою очередь, в силу частей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для его отмены в суде апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемые решения от "дата" и "дата" о приостановлении регистрации учета изменений являются незаконными.
Поскольку в рассматриваемом деле речь идет о земельных участках сельскохозяйственного назначения, которые возможно могут относиться и к сельскохозяйственным угодьям, то судебная коллегия полагает, что в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца на ответчика подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть вопрос об осуществлении кадастрового учета указанных земельных участков на основании заявлений Т.В.П., поданных "дата". При этом указанные в оспариваемых решениях основания для приостановления осуществления такого учета (включая то, что заявление подано неуполномоченным лицом) не могут являться основанием для повторного приостановления кадастрового учета или отказе в кадастровом учете.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года отменить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ...
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ...
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ...
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области повторно в двухмесячный срок с даты принятия настоящего апелляционного определения рассмотреть заявление Т.В.П. от "дата" об осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ... , с учетом выводов настоящего судебного постановления.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области повторно в двухмесячный срок с даты принятия настоящего апелляционного определения рассмотреть заявление Т.В.П. от "дата" об осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ... , с учетом выводов настоящего судебного постановления.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области повторно в двухмесячный срок с даты принятия настоящего апелляционного определения рассмотреть заявление Т.В.П. от "дата" об осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ... , с учетом выводов настоящего судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.