Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Холмогорова И.К.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием административного истца Климова В.М., его представителя Кириллиной Н.Г., представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РС(Я) Слепцовой Т.М., представителя Окружной администрации г.Якутска Стручковой Н.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 05 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Климова В.М. об оспаривании отказа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по PC(Я) в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по PC(Я) в учете изменений объекта недвижимости. Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, расположенного в местности ... , общей площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под пастбище. При обращении к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования на "приусадебный участок для личного подсобного хозяйства" отказано в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск". Считает, что данный отказ противоречит закону и препятствует истцу реализовать предоставленные законом права собственника земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать основной вид разрешенного использования земельных участков. Просил суд признать незаконным оспариваемый отказ и обязать ответчика внести с 03 июня 2015г. соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно названного земельного участка.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права. Настаивает на своих доводах о том, что как собственник земельного участка вправе самостоятельно выбирать основной вид разрешенного использования участка. Также указывает о том, что судом право истца о замене ненадлежащего ответчика надлежащим не разъяснялось. Считает, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по PC(Я) по делу является надлежащим ответчиком.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.7 ЗК РФ собственники земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч.2 ст.7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно п.14 ч.2 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно, разрешенное использование.
В соответствии со ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением дополнительных характеристик объекта недвижимости, указанных в п.п.13 - 20 ч.2 ст.7, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
В соответствии со ст.22 Закона о кадастре при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования вместе с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование, заверенная нотариально либо должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, если документы исходят из данных органов.
В соответствии с п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Градостроительные регламенты содержат сведения о границах территориальных зон и являются частью правил землепользования и застройки.
Пункт 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости предусматривает, что запись о территориальных зонах в Реестре содержит в своей структуре, в том числе индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны; описание местоположения границы территориальной зоны в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны с указанием метода погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; реквизиты правовых актов, в том числе акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны.
Анализ вышеприведенных норм, которыми урегулирован порядок кадастрового учета изменений объекта недвижимости, позволяет сделать вывод, что само по себе наличие градостроительного регламента с разделением территории на территориальные зоны не является достаточным основанием для осуществления государственного кадастрового учета недвижимости.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Судом установлено, что Климов В.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... , общей площадью ... кв.м., вид разрешенного использования под пастбище, земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым N ...
При обращении к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного участка на "приусадебный участок для личного подсобного хозяйства" письмом от 16 июня 2015г. отказано со ссылкой на п.8 ч.2 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по тем основаниям, что выбранный вид разрешенного использования отсутствует в основных и вспомогательных видах разрешенного использования, установленных в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск".
На межведомственный запрос от 05 июня 2015г. в МБУ "Главное архитектурно-планировочное учреждение" по вопросу соответствия выбранного заявителем вида разрешенного использования градостроительным регламентам в соответствии с территориальными зонами, установленными на территории ГО "г.Якутск" поступила информация о том, что по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15 июня 2015г. земельный участок с кадастровым N ... , площадью ... кв.м, находится в территориальной зоне "С-3": зоне объектов сельскохозяйственного использования смешанного типа, проект планировки территории и проект межевания территории на спорный участок отсутствует. Также участок находится в охранной зоне газопровода.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск", утвержденного нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА, в перечне разрешенных видов функционального использования (как основных, так и в условно разрешенных и вспомогательных) такой вид разрешенного использования как "под личное подсобное хозяйство" отсутствует.
В соответствии со ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу п.1 ст.79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в иную категорию в соответствии со ст.ст.2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" должен рассматриваться органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков предусматривается градостроительным регламентом.
Пунктом 6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, ни ЗК РФ, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования без перевода их в другую категорию.
Ввиду изложенного, до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд признал, что действия органа кадастрового учета совершены в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий и на основании представленных документов, права и интересы административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований Климова В.М.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявлены и в суд первой инстанции, являлись предметом судебного исследования, получили правовую оценку. Оснований не согласиться с данной оценкой судебная коллегия не находит.
Как следует из материалов дела, процессуальные права и обязанности сторонам разъяснены в судебном заседании, что подтверждается содержанием определением суда о назначении подготовки от 30 сентября 2015г. и подпиской о разъяснении прав лицам, участвующим в деле.
В соответствии с ч.1 ст.43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечена Окружная администрация г.Якутска.
Суд правильно рассмотрел дело в рамках заявленных требований в соответствии с положениями ч.1 ст.178 КАС РФ, поскольку истцом оспаривается отказ ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по PC(Я) в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 05 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Климова В.М. об оспаривании отказа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по PC(Я) в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Иванова М.Н.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.