Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сафиной М.М.
с участием прокурора Зарипова А.Р.
при секретаре Яковлевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административный истец 1, административный истец 2, административный истец 3 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта 123 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р,
УСТАНОВИЛ:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 27 ноября 2014 года за N 2494, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2014 года, в N 174 газеты "Республика Татарстан" от 29 ноября 2014 года, а также в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 29 мая 2015 года N 39-40, ст. 1383.
В пункте 123 Перечня значится здание с кадастровым номером ... , расположенное по адресу: "адрес" В данном документе также содержится пояснение, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
административный истец 1 административный истец 2., административный истец 3 являясь собственниками помещений в указанном здании, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 123 Перечня. В обоснование своих требований административные истцы указали, что включение здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Необоснованное включение здания в Перечень нарушает их права, так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административный истец 1., административный истец 2 административный истец 3 - представитель истцов поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представитель 1 с административным исковым заявлением не согласился, указал в качестве основания для включения объекта в Перечень то обстоятельство, что здание предназначено для использования в целях размещения торговых объектов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора представитель 2 полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Кодекса здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В пункте 3 статьи 402 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 282 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Татарстан, определенных по состоянию на 4 июня 2011 года".
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов, в то время как отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
Согласно пункту 3 Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896, Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном порядке.
Как видно из текста названного распоряжения, критериями для включения объектов в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Из этого следует, что субъектом Российской Федерации при реализации своих полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Перечень включена лишь часть имущества, определяемого в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и применен единый подход как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц. Такое регулирование, по мнению суда, не ухудшает положения налогоплательщиков и соотносится с основными началами законодательства о налогах и сборах, в частности с принципом всеобщности и равенства налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административные истцы полагают, что здание, в котором расположены принадлежащие им помещения, этим условиям не отвечает и, следовательно, не подпадает под категорию торговых центров (комплексов).
Как видно из кадастрового паспорта, объект недвижимости, указанный в пункте 123 Перечня, представляет собой нежилое трехэтажное здание (подземных гаражей - 1) общей площадью ... квадратных метра и носит наименование - офисно-торговый центр, корпус N 4. В здании расположены ... помещения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 помещений принадлежат на праве собственности административный истец 1 1 - административный истец 2., 1 - административный истец 3., 1 - обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты""; сведений о правообладателях 2-х помещений в реестре не имеется.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером ... , имеющем согласно кадастровому паспорту земельного участка вид разрешенного использования: под размещение производственных зданий и сооружений.
Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, возложена обязанность доказывания законности этих актов, а также обязанность подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.
В обоснование своей позиции Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает, что спорное здание предназначено для использования в целях размещения торговых объектов согласно техническому паспорту здания, составленному Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
В данном документе указано на наличие в здании площадей, предназначенных под торговые помещения ( ... квадратных метра, основная площадь ... квадратных метра, вспомогательная (подсобная) - 26, 5 квадратных метра). В нем также содержатся сведения о дате составления поэтажного плана строения (17 апреля 2005 года), согласования (16 мая 2005 года) и проверки (17 мая 2005 года).
Вместе с тем в материалах дела имеются составленные этой же организацией по состоянию на 2 августа 2012 года технические паспорта расположенных в здании помещений N 1000 (кадастровый номер ... , площадь 69,6 квадратных метра), N 1001 (кадастровый номер ... , площадь 261 квадратный метр), N 1002 (кадастровый номер ... , площадь 363, 5 квадратных метра), N 1003 (кадастровый номер ... , площадь 533, 8 квадратных метра), N 1004 (кадастровый номер ... , площадь 227, 5 квадратных метра), N 1005 (кадастровый номер ... , площадь 85, 4 квадратных метра), N 1006 (кадастровый номер ... , площадь 69, 8 квадратных метра), N 1007 (кадастровый номер ... , площадь 60, 8 квадратных метра), N 1008 (кадастровый номер ... , площадь 39 квадратных метров), N 1009 кадастровый номер ... , площадь 12, 9 квадратных метра), N 1010 (кадастровый номер ... , площадь 18, 8 квадратных метра), N 1011 (кадастровый номер ... , площадь 21 квадратный метр), N 1012 (кадастровый номер ... , площадь 195, 9 квадратных метра), N 1013 (кадастровый номер ... , площадь 29, 7 квадратных метра), N 1014 (кадастровый номер ... , площадь 23, 1 квадратных метра), N 1015 (кадастровый номер ... , площадь 19, 6 квадратных метра), N 1016 (кадастровый номер ... , площадь 20, 3 квадратных метра), N 1017 (кадастровый номер ... , площадь 21, 1 квадратных метра), N 1018 (кадастровый номер ... , площадь 21, 5 квадратных метра), N 1019 (кадастровый номер ... , площадь 306, 8 квадратных метра), N 1020 (кадастровый номер ... , площадь 285, 2 квадратных метра), N 1021 (кадастровый номер ... , площадь 87 квадратных метров), N 1022 (кадастровый номер ... , площадь 27, 9 квадратных метра), N 1023 (кадастровый номер ... , площадь 81, 8 квадратных метра), N 1024 (кадастровый номер ... , площадь 101, 2 квадратных метра, N 1025 (кадастровый номер ... , площадь 18, 3 квадратных метра), N 1026 (кадастровый номер ... , площадь 375, 8 квадратных метра), N 1027 (кадастровый номер ... , площадь 338, 2 квадратных метра), N 1028 (кадастровый номер ... , площадь 282, 8 квадратных метра). Также представлены составленные по состоянию на 22 июля 2014 года технические паспорта на помещение N 1067 (кадастровый номер ... , площадь 98, 9 квадратных метра) и N 1068 (кадастровый номер ... , площадь 60, 2 квадратных метра), составленный по состоянию на 19 марта 2015 года технический паспорт на помещение N 1003 (кадастровый номер ... , площадь 533, 8 квадратных метра).
Из письма Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на запрос суда следует, что в архивном фонде отсутствует информация на объекты с кадастровыми номерами ... , ... , ... (помещения N 1055, N 1056, N 1057).
Согласно кадастровым паспортам помещений и сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, эти помещения имеют площадь 183, 5 квадратных метра, 143, 2 квадратных метра и 47, 9 квадратных метра соответственно и принадлежат на праве собственности административный истец 1
Как видно из вышеперечисленных документов технического учета (инвентаризации), сведения о наличии площадей, предназначенных под торговые помещения, имеются лишь в техническом паспорте помещения N 1003 (кадастровый номер ... в размере 276, 2 квадратных метра основной площади и 6, 4 квадратных метра вспомогательной (подсобной) площади (графы 18 и 19 технического паспорта нежилого помещения N 1003, составленного по состоянию на 2 августа 2012 года). Размещение объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания в представленных технических паспортах помещений не предусмотрено.
Иных документов, содержащих сведения о предназначении и (или) фактическом использовании объекта недвижимости, указанного в оспариваемом пункте Перечня, в материалах дела не имеется.
Исходя из представленных документов, суд считает доказанным то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого распоряжения в здании имелись помещения, предназначенные для использования в целях размещения торговых объектов площадью 282, 6 квадратных метров, что не превышает 20 процентов общей площади здания, составляющей 4 767, 1 квадратных метра.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях суду не представлено, отнесение здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следует считать необоснованным.
Таким образом, распоряжение в оспариваемой части не соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", установившим критерии для включения объектов в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представитель административного ответчика настаивает на том, что площадь, используемую под размещение торговых объектов, необходимо исчислять по данным технического паспорта здания, составленного в 2005 году. Однако этот документ не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства, поскольку актуальность содержащихся в нем сведений опровергается документами технического учета (инвентаризации), составленными этим же органом технической инвентаризации и фиксирующими состояние спорного объекта недвижимости на более поздние даты, а именно - техническими паспортами помещений по состоянию на 2 августа 2012 года и 22 июля 2014 года.
Довод об отсутствии в материалах дела технических паспортов помещений N 1055, N 1056, N 1057 также не может быть принят во внимание, поскольку общая площадь этих помещений (374, 6 квадратных метра) и площадь, предназначенная под торговые помещения (282, 6 квадратных метра) в сумме составляют 657, 2 квадратных метра, что также не превышает 20 процентов от общей площади здания (953, 42 квадратных метра).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление административный истец 1, административный истец 2, административный истец 3 удовлетворить.
Признать пункт 123 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято судом в окончательной форме 15 января 2016 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.