Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Кашиева М.Б. и Лиджиева С.В.,
при секретаре Эрендженове М.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дагановой А.В. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя ответчика Шамакова В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А., представителя Министерства финансов Республики Калмыкия Сохоровой Э.Ц., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Дагановой А.В. и ее представителя Оруловой Ж.П., судебная коллегия
установила:
Даганова А.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. С 10 октября 2014 г. она работает " ... " в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Октябрьская районная больница" (далее - БУ РК "Октябрьская районная больница"). В рамках программы "Земский доктор" 05 декабря 2014 г. она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2014 г. на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования. Однако в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ей было отказано в связи с несвоевременным представлением документов, то есть после даты, установленной п.2 ч.12.2 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Просила возложить на Министерство здравоохранения Республики Калмыкия обязанность заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб.
В судебном заседании Даганова А.В. и ее представитель Орулова Ж.П. поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2015 г. исковые требования Дагановой А.В. удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Калмыкия возложена обязанность заключить с Дагановой А.В. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим медицинским образованием, прибывшему в 2014-2015 гг. на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Дагановой А.В. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Шамаков В.А. просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что заключение договора и выплата единовременной компенсационной выплаты не могли быть осуществлены в декабре 2014 г., так как последним днем приема заявлений в 2014 г. было 15 ноября. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с истцом не был заключен. Между тем заключение такого договора является обязательным условием для получения единовременной компенсационной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на ответчика заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку Даганова А.В. относится к категории медицинских работников, определенных ч.12.1 ст.51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заключила трудовой договор с БУ РК "Октябрьская районная больница", соответственно, у Министерства здравоохранения Республики Калмыкия не имелось законных оснований для отказа истцу в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует требованиям закона.
В соответствии с ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
В целях реализации ч.12.1 ст.51 Федерального закона N 326-ФЗ Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 июня 2014 г. N 227 утвержден Порядок предоставления в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2013-2014 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок (далее - Порядок).
Так, огласно названному Порядку договор о единовременных компенсационных выплатах, предусмотренных Федеральным законом N 326-ФЗ, заключается Министерством здравоохранения Республики Калмыкия с получателями компенсации на основании заявления и документов, указанных в п.2 Порядка.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия до 10 числа месяца, в котором приняты документы от медицинского работника, принимает решение о заключении договора с медицинским работником о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Даганова А.В., " ... " года рождения, в 2014 г. закончила интернатуру в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования " ... " Министерства здравоохранения Российской Федерации, что подтверждается дипломом о послевузовском профессиональном образовании " ... ", регистрационный номер " ... ", и ей присвоена квалификация врач по направлению подготовки (специальности) " ... ".
10 октября 2014 г. между Дагановой А.В. и БУ РК "Октябрьская районная больница" был заключен трудовой договор, по условиям которого она принята на работу врачом районным " ... ".
Из материалов дела также следует, что 05 декабря 2014 г. Даганова А.В. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты.
Из ответа Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 09 декабря 2014 г. следует, что Дагановой А.В. отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в связи с тем, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, представляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение межбюджетных трансфертов. В 2014 г. последний месяц, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, - декабрь, соответственно, последний срок подачи заявки - 15 ноября.
Согласно п.5 Порядка основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются:
выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении выплаты;
несоответствие медицинского работника требованиям пункта 1 настоящего Порядка;
заключение медицинской организацией трудового договора с медицинским работником, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этой же медицинской организацией (в течение 2 месяцев с момента увольнения);
отсутствие занимаемой медицинским работником должности в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н;
не соответствие занимаемой медицинским работником должности квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н;
отсутствие у медицинской организации лицензии на осуществление работ (услуг) по должности, занимаемой медицинским работником.
Данный перечень оснований является исчерпывающим и не предусматривает такого основания для отказа в заключении договора о предоставлении выплаты, как подача заявления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после 15 ноября, следовательно, право медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты не может быть поставлено в зависимость от даты его обращения с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В противном случае, медицинские работники, прибывшие на работу и заключившие трудовые договоры с медицинскими учреждениями после 15 ноября, уже ни при каких обстоятельствах не имели бы право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Федеральным законом N 326-ФЗ, что противоречит закону.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не мог быть заключен с истцом в декабре 2014 г., является несостоятельным.
Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу истца единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 руб.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, соответствующие требованиям, предусмотренным ч.12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ, и заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор о предоставлении указанной выплаты.
Иными словами, обязательным условием для получения компенсационной выплаты является наличие заключенного договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Часть 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку предоставления в 2014 году единовременных компенсационных выплат после заключения с медицинским работником договора о предоставлении выплаты Министерство здравоохранения Республики Калмыкия и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, представляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение межбюджетных трансфертов из расчета пятьсот тысяч рублей на одного медицинского работника.
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, также представляет в Министерство финансов Республики Калмыкия заявку о потребности средств бюджета Республики Калмыкия из расчета пятьсот тысяч рублей на одного медицинского работника.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм направление в органы, на которые возложено финансовое обеспечение указанных выплат, заявок на получение межбюджетных трансфертов и средств бюджета Республики Калмыкия является обязательной стадией порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты.
Поскольку истцу было отказано в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами заявки на получение денежных средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Министерство финансов Республики Калмыкия не направлялись, следовательно, вопрос об их финансировании за счет средств соответствующих бюджетов не рассматривался.
При таких данных правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Дагановой А.В. единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., которая подлежит выплате за счет средств бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Республики Калмыкия, не имелось. Решение суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2015 года в части удовлетворения исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Дагановой А.В. единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 руб. отменить.
В удовлетворении исковых требований Дагановой А.В. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А. удовлетворить частично.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи М.Б. Кашиев
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.