Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей Н.В.Жуковой и Н.В.Полшковой,
при секретаре О.О.Гатченко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Орске Оренбургской области (УПФР в г. Орске Оренбургской области) на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года по гражданскому делу по иску Кошкина А.Н. к УПФР в г. Орске Оренбургской области о включении спорных периодов в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, представителей ответчика М.А.Акульшиной и А.А.Алексеева, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Н.Кошкин обратился в суд с иском к УПФР в г. Орске Оренбургской области о включении спорных периодов в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, указав, что (дата) он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от (дата) N ... в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом ответчик не включил в специальный стаж период его обучения в * с (дата) по (дата), а также период прохождения военной службы по призыву с (дата) по (дата). С таким решением ответчика не согласен, просил признать незаконным решение начальника УПФР в г.Орске Оренбургской области от (дата) N ... в части отказа во включении в специальный стаж периода обучения в * с (дата) по (дата) и периода прохождения военной службы по призыву с (дата) по (дата); обязать ответчика включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с (дата).
В судебном заседании А.Н.Кошкин и его представитель С.А.Белинский заявленные требования поддержали.
Представители ответчика В.П.Сумин и К.В.Лимасов в удовлетворении иска просили отказать, пояснив, что оценка пенсионных прав истца производилась по наиболее выгодному для истца варианту - по Списку N2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10. Применение же ранее действовавшего Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, для истца невыгодно, поскольку профессия газоэлектросварщика данным Списком предусмотрена не была, в связи с чем работа по указанной профессии право на льготное пенсионное обеспечение истцу не давала. В соответствии с порядком подсчета специального стажа при оценке пенсионных прав застрахованного лица, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, применение Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, на что ссылается истец, возможно только при применении Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173.
Решением суда иск А.Н.Кошкина удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование своих возражений относительно предъявленного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства 16 июля 2014 года N665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Как следует из материалов дела, А.Н.Кошкин, (дата) рождения, в период с (дата) по (дата) проходил обучение в * , по окончании которого в период с (дата) по (дата) работал газоэлектросварщиком **
В последующем в период с (дата) по (дата) истец проходил по призыву военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, а после демобилизации продолжил работу **, где в должности газоэлектросварщика проработал со (дата) по (дата).
Периоды работы истца с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) включены ответчиком в специальный стаж на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разделом ХХХIII "Общие профессии" Списка N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Разделом ХХХII "Общие профессии" Списка N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, предусмотрены должности "газосварщики и их подручные", "электросварщики и их подручные".
Таким образом, профессия, по которой истец работал после окончания обучения в *, а также до и после прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, была предусмотрена как Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, так и Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, поскольку наименование профессии газоэлектросварщик представляет собой объединенное наименование двух профессий - газосварщика и электросварщика, каждая из которых предусмотрена Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173.
В случае, если принять во внимание, что истец в период действия Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, совмещал работу газосварщика с работой электросварщика, то и в этом случае периоды работы истца до 01 января 1992 года также подлежат зачету в специальный стаж по указанному Списку N2, поскольку в соответствии с разъяснениями Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в Списках N1 и N2, в случае, если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в Списках N1 и N2, следует назначать по Списку N2.
В период обучения истца в * и прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, подпунктом "з" пункта 109 которого предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, а подпунктом "к" пункта 109 предусматривалось, что в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Поскольку за периодами прохождения истцом обучения, военной службы следовали периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж на основании на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающего досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой на работах с тяжелыми условиями труда, при этом оспариваемые периоды прохождения истцом обучения и военной службы не превышают имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, суд пришел к правильным выводам о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и, соответственно, о назначении истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж спорных периодов.
В связи с изложенным доводы ответчика о том, что профессия, по которой работал истец не была предусмотрена Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, а потому к истцу не может быть применено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, следует признать необоснованными.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы УПФР в г.Орске Оренбургской области не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Орске Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.