Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Никитиной А.И., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства социального развития Оренбургской области на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 14 сентября 2015 года по делу по иску Захаровой Р.И. к министерству социального развития Оренбургской области, администрации Нестеровского сельсовета Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
установила:
Захарова Р.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что является членом семьи умершего участника ВОВ, не имеет собственного жилья, проживала и зарегистрирована по адресу: (адрес) жилом доме, принадлежащем по праву собственности ее зятю В. Право на проживание в комнате жилого дома предоставлено её на основании заключенного договора найма жилого помещения.
(дата) в указанном жилом доме произошел пожар, после которого проживание в нем не представляется возможным. (дата) комиссией, созданной администрацией Нестеровского сельского совета, обследованы жилищные условия истца и установлено, что истец проживала в жилом доме по договору найма, на момент обследования дом уничтожен пожаром и для проживания непригоден.
Распоряжением главы администрации МО Нестеровский сельсовет Новосергиевского района" N-р от (дата) истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории: жена умершего участника ВОВ, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, в связи с отсутствием личного жилья и включена в список очередников на улучшение жилищных условий.
По результатам рассмотрения ходатайства органа местного самоуправления о предоставлении Захаровой Р.И. социальной выплаты на приобретение жилого помещения министерством социального развития Оренбургской области издано распоряжение N от (дата), которым в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья отказано по причине того, что истец принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства, так как обеспечена жилым помещением выше учетной нормы по месту регистрации в жилом доме в качестве члена семьи собственника.
В ходе рассмотрения дела истец, уточнив исковые требования, предъявив их также к администрации МО Нестеровский сельсовет Новосергиевского района, привлеченной определением суда к участию в деле, просила признать распоряжение министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, отменить его, признать распоряжение главы администрации МО "Нестеровский сельсовет Новосергиевского района" N-р от (дата) о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, отменить его, обязать министерство социального развития Оренбургской области предоставить социальную выплату на приобретение жилья как вдове участника ВОВ.
Решением суда от 14 сентября 2015 года исковые требования Захаровой Р.И. удовлетворены.
Суд постановилпризнать распоряжение министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) об отказе Захаровой Р.И. в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья незаконным и отменить его.
Признать распоряжение администрации МО "Нестеровский сельсовет Новосергиевского района" N-р от (дата) о снятии Захаровой Р.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и отменить его.
Обязать Министерство социального развития Оренбургской области предоставить Захаровой Р.И., как вдове ветерана Великой Отечественной войны, социальную выплату на приобретение жилья.
Не согласившись с вынесенным решением, министерство социального развития Оренбургской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда.
В суд апелляционной инстанции истец, ответчик представитель администрации Нестеровского сельсовета, представитель администрации Новосергиевского района не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения представителя Минсоцразвития Оренбургской области Кузнецовой Л.С., представителя истца Байракова В.Ю., действующих на основании доверенностей, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса РФ.
На основании п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5 - ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, осуществляется в форме предоставления социальной выплаты, в том числе на приобретение готового жилого помещения, также могут быть предоставлены жилые помещения по договору социального найма. Форму оказания государственной поддержки в обеспечении жильем указанные граждане определяют самостоятельно. (п.5 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 N 72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
В соответствии с ч.1,2 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из разъяснений, данных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства и другие нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении) и других доказательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Захарова Р.И., (дата) года рождения, имеет право на предоставление ей установленных Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно распоряжению администрации МО Нестеровский сельсовет Новосергиевского района N от (дата) Захарова Р.И. (оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, отсутствие личного жилья) принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории - жена умершего участника ВОВ.
Распоряжением министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) Захаровой Р.И., как вдове участника ВОВ отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с выявлением фактов принятия его органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с нарушением норм жилищного законодательства РФ.
Из пояснительной записки к данному распоряжению, следует, что Захарова Р.И., является членом семьи собственника жилого помещения, а именно, членом семьи своего зятя В., обеспечена учетной нормой общей жилой площади (51,0 кв.м. /5=10,2 кв.м.), следовательно, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не имеет право на меры социальной поддержки в виде получения социальной выплаты на приобретение жилья.
На момент рассмотрения спора, Захарова Р.И. жилья в собственности или на праве социального найма не имеет, зарегистрирована в жилом доме (адрес), общей площадью 51 кв.м., который принадлежит супругу ее дочери В.
Помимо истца по данному адресу зарегистрированы собственник дома В., дочь истца О. и Т. (дочь собственника), С. (внук собственника).
Как установлено комиссионным актом обследования жилищных условий гражданина от (дата) жилой дом по (адрес) уничтожен пожаром, огнем уничтожены кровля, перекрытие и имущество жилого дома. Данные сведения отражены также в справке, выданной отделом надзорной деятельности по Новосергиевскому району от (дата) N.
(дата) между В. (наймодатель) и Захаровой Р.И. (наниматель) заключен договор найма, по условиям которого нанимателю передано свободное изолированное жилое помещение (комната), пригодное для постоянного проживания в нем за плату по (адрес) на срок по (дата). В последующем договор найма перезаключен на 2013 год и 2014 год.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, в том числе показания свидетелей, суд не установив волеизъявление собственника жилого дома на вселение истца в качестве члена своей семьи, обоснованно пришел к выводу о том, что Захарова Р.И. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения или членом семьи собственника не является, жилой дом, в котором истец проживала на основании договора найма, заключенного с собственником жилого помещения, утрачен в результате пожара и по смыслу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, проживание в нем является непригодным.
С учетом изложенного вывод суда о незаконности решений министерства социального развития Оренбургской области об отказе в предоставлении Захаровой Р.И. социальной выплаты на приобретение жилья, администрации Нестеровского сельсовета о снятии с учета нуждающихся в жилье, как не соответствующие нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, является верным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что отсутствуют документы, подтверждающие признание дома непригодным для проживания, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, не может служить безусловным основанием для отказа истцу в удовлетворении требований, поскольку установлен факт уничтожения строения дома полностью в результате пожара, что подтверждает, что жилое помещение по адресу: с (адрес) является непригодным для проживания. Кроме того предметом спора по настоящему спору является право на социальную выплату, а не предоставление жилого помещения при расселении аварийного дома, где заключение межведомственной комиссии являлось бы допустимым доказательством непригодности жилья для проживания.
Довод в жалобе о том, что истец является членом семьи своей дочери, состоящей в браке с собственником жилого помещения, не являются юридически значимыми обстоятельствами, поскольку в силу требований ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником его супруг, дети и родители данного собственника, кем Захарова Р.И. не является. К другим гражданам, которые могут быть признаны членами семьи собственника, истец также не отнесена ввиду наличия договорных отношений по пользованию жилой площадью с собственником.
С правовой оценкой суда первой инстанции доказательств в виде показаний свидетеля В. судебная коллегия, вопреки доводам апеллянта, соглашается и не находит оснований для иной оценки доказательств.
Доводы жалобы о необходимости возложения обязанности на Министерство социального развития Оренбургской области предоставить социальную выплату на приобретение жилья Захаровой Р.И. в порядке очередности, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в соответствии с п.17, 18 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года N 72-п (ред. от 17.08.2015г.) "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" формирование единого областного реестра ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий обусловлено временем принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а формирование списка претендентов на получение социальной выплаты производится по мере предоставления средств из федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Разрешение ходатайства органа местного самоуправления и отказ в предоставлении социальной выплаты Захаровой Р.И. (дата) осуществлялось на стадии формирования списка претендентов на получение социальной выплаты уже с учетом даты постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - (дата), что свидетельствует об отсутствии нарушения очередности, установленной при формировании единого областного реестра ветеранов Великой отечественной войны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не видит оснований для изменения решения суда первой инстанции во избежание угрозы нарушения права Захаровой Р.И. на предоставление социальной выплаты при формировании нового списка претендентов на её получение.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, требующих дополнительной проверки судом апелляционной инстанции и не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития (адрес) - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.