Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Смоляковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" Завьяловой Е.О. на решение судьи Тюкалинского городского суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Постановление по делу об административном правонарушении начальника ОГИБДД МО МВД России "Тюкалинский" подполковника полиции Мясникевич А.М. N " ... " от " ... " о привлечении КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и назначении наказание в виде административного штрафа в размере " ... " оставить без изменения, а жалобу представителя КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области Завьяловой Е.О. - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Тюкалинский" от " ... ", Казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" признано виновным в том, что " ... " при проведении проверки участка с 36 км по 65 км автомобильной дороги регионального значения "Тюкалинск-Большие Уки" было установлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, а именно: на всем протяжении участка имеются разрушения дорожной одежды и деформации земляного полотна, отдельные просадки и выбоины размером по длине от 150 до 280 см, по ширине от 100 до 450 см, по глубине от 6 до 24 см, что привело к снижению скорости до 10 км/ч и явилось нарушением требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и п. 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".
Защитник Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" Завьялова Е.О. обжаловала постановление в Тюкалинский городской суд.
Судьёй городского суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе защитник Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" Завьялова Е.О. просит постановление и решение отменить, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с Уставом, предметом деятельности Учреждения является не содержание дорог, а деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах. " ... " Учреждение заключило с государственным предприятием Омской области "Тюкалинское ДРСУ" государственный контракт, по условиям которого ГП "Тюкалинское ДРСУ" приняло на себя обязательства по выполнению комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги "Тюкалинск - Большие Уки". В названной связи в рамках отведенных лимитов бюджетных ассигнований Учреждение предприняло все необходимые меры к обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги "Тюкалинск - Большие Уки".
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" Завьялову Е.О., поддержавшую доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается, среди прочего, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Законом N 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги независимо от их форм собственности и назначения, урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности, которая включает и содержание автомобильных дорог. Под содержанием дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 1, пункты 6, 12 статьи 3).
В силу п. 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
По смыслу приведенных нормативных положений, юридические лица, ответственные за состояние и содержание дорог, действуя в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не должны допускать такого состояния дороги, которое создавало бы угрозу безопасности дорожного движения.
Вина Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области не является предметом деятельности Учреждения, является несостоятельным.
Согласно Распоряжению Правительства Омской области N 38-рп от 26 марта 2008 года автомобильная дорога "Тюкалинск - Большие Уки" (идентификационный номер 52 ОП РЗ К-30) относится к собственности Омской области.
Постановлением Правительства Омской области N 222-п от 17 ноября 2011 года утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Согласно п. 3 названного Порядка, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", осуществляется данным учреждением.
В соответствии с разделом 2 Устава Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" целями деятельности Учреждения являются, в том числе, управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них, развитие и совершенствование сети указанных автомобильных дорог, повышение их пропускной способности, технического состояния и благоустройства, содействие обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по указанным автодорогам, их сохранности, повышению их пропускной способности, благоустройству и экологической безопасности. Предметом деятельности Учреждения является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, именно на Казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" возложена ответственность за содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области в надлежащем состоянии, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Казенным учреждением всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, Учреждением не представлено.
Ссылка в жалобе на государственный контракт на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения заключенный между КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" и ГП Омской области "Тюкалинское ДРСУ", не опровергает выводов должностного лица административного органа и судьи городского суда о вине Учреждения в совершении данного административного правонарушения.
Обнаруженные должностным лицом в августе 2015 года недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги "Тюкалинск - Большие Уки" свидетельствуют, что, несмотря на заключение госконтракта от " ... ", каких-либо действий по содержанию автомобильных дорог не проводилось, доказательств того, что у Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" имелись объективные препятствия для исполнения возложенных на него законодательством обязанностей и принятия мер по их соблюдению, в материалы дела не представлено. Кроме того, Казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" не освобождено от обязанности контролировать качество исполнения контракта и качество содержания автодорог и дорожных сооружений, и в случае необходимости принимать меры по устранению выявленных нарушений.
Само по себе заключение государственного контракта не освобождает Учреждение от административной ответственности при установленных обстоятельствах нахождения указанного выше участка дороги в состоянии, не обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Тюкалинского городского суда Омской области от " ... " оставить без изменения, жалобу защитника Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" Завьяловой Е.О. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.