Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Морозовой Н.А., Перовой М.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Щербина Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Абалян К.Б., и.о. начальника ИФНС России по г.Анапа Закировой Н.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 07 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Абалян К.Б. обратился в суд с заявлением к ИФНС России по г.Анапа о признании незаконными действий, связанных с неверным исчислением земельного налога, отказом в перерасчете земельного налога. В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: г.-к.Анапа. Пионерский проспект. За период нахождения в собственности земельного участка им были уплачены в бюджет следующие суммы земельного налога: за 2011 год - " ... " руб., за 2012 год выставлено к оплате " ... " руб., а оплачено - " ... " руб. Кадастровая стоимость данного земельного участка, применяемая для расчета суммы земельного налога за 2011 год составляла " ... " руб., на 2012-2013 годы - " ... " руб. 21.07.2014 года решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N " ... " была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере " ... " руб. В 2014 году ИФНС России по г.Анапа направило в адрес заявителя налоговое уведомление " ... ", согласно которого он обязан в срок до 05.11.2014 года уплатить сумму земельного налога за 2013 года в размере " ... " руб., а также недоимку в сумме " ... " руб., пени " ... " руб. 14.10.2014 года в адрес ИФНС России по г.Анапа было направлено заявление с просьбой провести перерасчет суммы земельного налога за 2013 год с учетом решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 года и вернуть излишне уплаченные суммы земельного налога за 2011-2012 годы. 05.12.2014 года заявитель получил ответ ИФНС России по г.Анапа, в соответствии с которым по мнению налогового органа оснований для перерасчета земельного налога за 2011-2013 годы не имеется. Кроме того в мае 2015 года заявитель получил по почте налоговое уведомление с требованием оплатить земельный налог за 2014 год в сумме " ... " руб. Заявитель считает действия ИФНС России по г.Анапа, связанные с неверным исчислением земельного налога за 2013-2014 годы и отказом в перерасчете земельного налога за 2011-2012 годы незаконными, так как в случае установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, земельный налог должен исчисляться исходя из рыночной стоимости земельного участка. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 года ранее установленная в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость была признана не соответствующей его рыночной стоимости и суд установилкадастровую стоимость участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 года в размере " ... " руб., также суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость по решению суда. Решение суда ФГБУ "ФКП Росрееестра" исполнено в 2014 году. Следовательно налоговая база по данному земельному участку должна приниматься налоговым органом исходя из рыночной стоимости земельного участка. Однако как следует из налогового уведомления, налоговый орган, исчисляя земельный налог за 2013 год, после внесения изменений в ГКН в части кадастровой стоимости земельного участка, исчислил налог исходя из кадастровой стоимости, признанной судом не соответствующей рыночной стоимости. Таким образом земельный налог за 2013 год исчислен неверно. Конституционный Суд РФ в Определении от 03.02.2010 года N165-0-0, и разъяснения Министерства финансов РФ, отраженные в письме от 10.03.2011 года N03-05-04-02/21 указали, что при решении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при изменении кадастровой стоимости земельного участка в результате исправления ошибок, как технических так и кадастровых, следует исходить из необходимости учитывать фактическую обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога. Заявитель полагает, что налоговый орган обязан пересчитать земельный налог за 2011-2014 годы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан осуществить возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) налогов. Согласно ст. 78 НК РФ излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату по письменному заявлению налогоплательщика, заявление о возврате или зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщиком за каждый календарный день нарушения срока возврата. Просил суд признать незаконными действия ИФНС России по г.Анапа, связанные с неверным исчислением земельного налога за 2013 и 2014 годы, и отказом в перерасчете земельного налога; обязать ИФНС России по г.Анапа пересчитать земельный налог за 2011-2014 годы в соответствии с действительной кадастровой стоимостью, установленной вступившим в законную силу решением суда от 21.07.2014 года; обязать ИФНС России по г.Анапа вернуть заявителю излишне уплаченную сумму налога за 2011 год в размере " ... " руб. и за 2012 год - " ... " руб.
В судебном заседании представитель Абалян К.Б. по доверенности Каграманян Г.И. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ИФНС России по г.Анапа по доверенности Втулкин Д.А. возражал против заявленных требования.
Решением Анапского городского суда от 07 июля 2015 года заявление Абаляна К.Б. о признании незаконными действий ИФНС России по г.Анапа, удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия ИФНС России по г.Анапа, связанные с расчетом земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... " площадь 4000 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", за 2014 год.
ИФНС России по г.Анапа обязана произвести перерасчет земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... " площадь 4000 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной решением Арбитражного Суда Краснодарского края от 21 июля 2014 года по делу N " ... ", равной рыночной стоимости участка. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Абалян К.Б. просит решение Анапского городского суда от 07 июля 2015 года отменить в части неудовлетворенных требований, принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, и.о. начальника ИФНС России по г.Анапа Закирова Н.В. просит решение Анапского городского суда от 07 июля 2015 года отменить в части удовлетворения заявленных требований о возложении на ИФНС России по г.Анапа произвести перерасчет земельного налога за 2014 год, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела заявителю Абаляну К.Б. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером " ... ", с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации гостинично-туристического комплекса с автостоянкой гостевого транспорта. Право собственности зарегистрировано в ЕГП 16.11.2010 года.
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года составляла " ... " руб., по состоянию на 01.01.2012 года- " ... " руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 года по делу N " ... " кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена в размере рыночной стоимости участка по состоянию на 01.01.2011 года в размере " ... " руб.
Кроме того, данным решением суда по вступлении его в законную силу, на ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной на 01.01.2011 года.
14.10.2014 года заявитель направил в ИФНС России по г.Анапа заявление о перерасчете земельного налога за 2013 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением суда от 21.07.2014 года, а также просил вернуть излишне уплаченные им суммы земельного налога за 2011 год - " ... " руб., за 2012 год - " ... " руб., и зачесть данные суммы налога в счет уплаты земельного налога за 2013 год в сумме " ... " руб.
Письмом ИФНС России по г.Анапа от 05.12.2014 года заявителю фактически было отказано в удовлетворении его требований со ссылкой на отсутствие оснований для перерасчета земельного налога ввиду того, что установленная решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка применяется для налогообложения (земельного налога) по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены соответствующие изменения в сведения ГКН в части рыночной стоимости земельного участка. В связи с чем по мнению ИФНС России по г.Анапа установленная решением Арбитражного суда от 21.07.2014 года кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка может быть применены для целей налогообложения с 01.01.2015 года.
Кроме того в мае 2015 года заявитель получил по почте налоговое уведомление с требованием оплатить земельный налог за 2014 год в сумме " ... " руб.
Не согласившись с указанными действиями ИФНС России по г.Анапа, Абалян К.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия ИФНС России по г.Анапа, связанные с неверным исчислением земельного налога и по отказу в перерасчете налога.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
В силу п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Кодекса).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2000 года N316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Вместе с тем на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей с 12.03.2014 г. по 21.07.2014 г., на момент рассмотрения спора об определении кадастровой стоимости в арбитражном суде), установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей с 12.03.2014 г. по 21.07.2014 г.), сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Согласно разъяснений Минфина России от 16.07.2013 года " ... ", если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, то указанная кадастровая стоимость, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Поскольку решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 года по делу N " ... ", которым определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", вступило в силу только 22.08.2014 года, у налогового органа не имелось правовых оснований для перерасчета земельного налога за 2011, 2012, 2013, 2014 годы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Абаляном К.Б. требований о признании незаконными действий ИФНС России по г.Анапа, связанных с расчетом земельного налога в отношении земельного участка за 2014 год, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Абаляном К.Б. требований о признании незаконными действий ИФНС России по г.Анапа, связанных с расчетом земельного налога в отношении земельного участка за 2014 год отменить и принять по делу в указанной части новое решение об отказе Абалян К.Б. в удовлетворении заявленных требований, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 07 июля 2015 года в части удовлетворения заявленных Абаляном К.Б. требований о признании незаконными действий ИФНС России по г.Анапа, связанных с расчетом земельного налога в отношении земельного участка за 2014 год отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении требований Абалаян К.Б. о признании незаконными действий ИФНС России по г.Анапа, связанных с расчетом земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... " площадь 4000 кв.м., расположенного по адресу: г.-к.Анапа. Пионерский проспект, за 2014 год, и возложении на ИФНС России по г.Анапа обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2014 год в отношении данного земельного участка, отказать.
В остальной части решение Анапского городского суда Краснодарского края от 07 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абалян К.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.