Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Смирнова А.А. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2015 г., по которому постановлено:
отказать Смирнову А.А. в удовлетворении исковых требований о признании недействительным постановления главы ГО "Город Волжск" N 29 от 13 июля 2015 г. "О проведении на территории ГО "Город Волжск" публичных слушаний".
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов А.А. обратился суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановление главы ГО "Город Волжск" N 29 от 13 июля 2015 г. "О проведении на территории ГО "Город Волжск" публичных слушаний" не было официально опубликовано, на сайте городского округа не было размещено, пунктом 3 постановления неправомерно предусмотрена регистрация участников публичных слушаний в организационном комитете не позднее, чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний. " ... " Смирнову А.А. было отказано в регистрации в качестве участника публичных слушаний.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнов А.А. просит решение отменить, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального и процессуального права, при недоказанности установленных судом обстоятельств, их неправильном определении. В жалобе подробно излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда, положенными в основу решения, в частности, относительно рекомендательного характера решений, принятых на публичных слушаниях. В жалобе также отмечаются процессуальные нарушения, допущенные судом в стадии принятия заявления Смирнова А.А. к производству, проведении подготовки дела к судебному разбирательству, направлении процессуальных документов заявителю, рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания, утверждается о наличии оснований для самоотвода судьи от рассмотрения дела.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Смирнова А.А., поддержавшего жалобу, объяснения главы ГО "Город Волжск" Леньковой В.А., её представителя Циклаури Л.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск Смирнова А.А. не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, постановлением главы ГО "Город Волжск" N 29 от 13 июля 2015 г. "О проведении на территории ГО "Город Волжск" публичных слушаний" инициировано проведение на территории ГО "Город Волжск" " ... " публичных слушаний по темам:
1. О рассмотрении предложения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта " ... "
2. О рассмотрении предложения об утверждении проекта планировки территории в границах земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " кв.м. Местоположение: " ... "
" ... " при строительстве магазина на земельном участке с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... "
Постановлением назначен организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний, определено место его расположения (п.2).
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что участникам публичных слушаний необходимо лично зарегистрироваться в организационном комитете не позднее, чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний, участники публичных слушаний вправе представить в организационный комитет свои предложения и замечания, касающиеся проектов планировки территории или проектов межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса (ч.1). Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч.3). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч.7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч.8). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч.9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч.10). Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (ч.11). Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний (ч.12). Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч.13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч.14).
Согласно ст.28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (п.1). На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (п.3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п.4).
С учетом приведенного правового регулирования и, как правильно отмечено судом первой инстанции, решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права заявителя и в случае, если был нарушен установленный порядок их проведения.
В соответствии с п.17 Устава ГО "Город Волжск" от 30 июня 2005 г. порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Собранием депутатов городского округа.
Положением о публичных слушаниях в ГО "Город Волжск", утвержденным постановлением Собрания МО ГО "Город Волжск" от 23 июня 2005 г. N 84, предусмотрено, что публичные слушания проводятся открыто, на гласной основе (п.1.6); орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, не позднее, чем за 15 календарных дней до дня его проведения опубликовывает тему публичного слушания, размещает объявление о месте и времени проведения (п.4.1); к функциям оргкомитета отнесена, в частности, регистрация поданных заявок на участие в выступлениях и слушаниях (п.4.3); администрация ГО и Собрание депутатов ГО обязаны обеспечить беспрепятственный доступ желающим участвовать в слушаниях (п.4.5); перед открытием публичных слушаний секретарем проводится обязательная регистрация участников (п.5.1); принятый на слушаниях итоговый документ для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер (п.5.6).
С учетом изложенного отсутствуют основания для утверждения о том, что п.3 оспоренного постановления противоречит вышеуказанным актам законодательства, уставу муниципального образования, Положению о публичных слушаниях в ГО "Город Волжск", утвержденному постановлением Собрания МО ГО "Город Волжск" от 23 июня 2005 г. N 84, поскольку оспоренным постановлением не установлен запрет на участие в публичных слушаниях лицам, не зарегистрированным в оргкомитете не позднее, чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний.
То обстоятельство, что, как утверждается в административном исковом заявлении, Смирнову А.А. было фактически отказано в регистрации в качестве участника публичных слушаний, не свидетельствует о незаконности самого постановления главы ГО "Город Волжск" N 29 от 13 июля 2015 г. "О проведении на территории ГО "Город Волжск" публичных слушаний".
Текст данного постановления был опубликован в N 28 газеты "Волжская правда" от 15 июля 2015 г. Итоговый документ публичных слушаний был опубликован в N 35 газеты "Волжская правда" от 2 сентября 2015 г.
Судебной коллегией проверены доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судом при принятии заявления Смирнова А.А. к производству суда, проведении подготовки дела к судебному разбирательству, направлении процессуальных документов заявителю, рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания.
Существенных нарушений не выявлено.
Так, определение судьи от 19 октября 2015 г. о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке дела является мотивированным, соответствует ст.ст.127, 132-135 КАС РФ, было направлено Смирнову А.А. и им получено " ... " что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.28).
В судебном заседании от 6 ноября 2015 г. участвовал Смирнов А.А. и глава ГО "Город Волжск" Ленькова Н.А., личность которой, как следует из протокола, была установлена. В материалах дела имеется постановление Собрания депутатов ГО "Город Волжск" от 30 сентября 2014 г. N 3 об избрании Леньковой Н.А. главой городского округа " ... " Своими процессуальными правами Смирнов А.А. в ходе судебного разбирательства пользовался, о заключении соглашения о примирении не ходатайствовал. В подготовительной части судебного заседания судом были разъяснены процессуальные права сторон, в том числе предусмотренные ст.46 КАС РФ.
Как следует из протокола судебного заседания от " ... " г., первоначально заседание проводилось как предварительное, затем как основное, что по смыслу ст.139 КАС РФ не исключается. Следовательно, был составлен один протокол судебного заседания.
Оснований полагать, что судом разрешен вопрос о правах и обязанностях иных жителей г. Волжска, не привлеченных к участию в деле, а также о том, что протокол судебного заседания сфальсифицирован, не имеется.
Замечания на протокол судебного заседания от " ... " изготовленный данной датой, поступили в суд " ... " то есть с существенным пропуском срока, установленного ст.207 КАС РФ.
В связи с этим замечания на протокол, поданные Смирновым А.А., возвращены без рассмотрения, о чем " ... " судьей вынесено отдельное определение.
Основания для самоотвода судьи от рассмотрения дела, предусмотренные ст.ст.31, 32 КАС РФ, из материалов и обстоятельств дела не усматриваются. Отмена судом вышестоящей инстанции определения судьи, вынесенного по данному делу в стадии разрешения вопроса о принятии к производству суда, таким основанием не является.
Выводы суда, изложенные в решении, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова А.А. без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.