Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей И.И. Хуснутдиновой, Н.В. Пестовой
при секретаре А.С. Солоха
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильина А. В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 07 апреля 2015 года по делу по иску Ильина А. В. к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении к совершении определенных действий.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителя УМВД России по Хабаровскому краю Т.С. Максимейко, действующей на основании доверенности от 14.10.2015 г., судебная коллегия
установила:
Ильин А.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении к совершении определенных действий.
Требования мотивировал тем, что в период с 31.01.2003 года по 30.06.2003 года проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Хабаровскому краю. 30.06.2003 года был уволен по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции. С 01.07.2003 года зачислен на службу в Главное управление МВД РФ по ДФО. 24.11.2014 года уволен из органов внутренних дел в связи с сокращением должности. При расчете выслуги лет для начисления пенсии ответчиком не включен стаж работы в налоговых органах, часть стажа в налоговой полиции и стаж в коммерческой организации на финансово-экономической должности. Полагает, что действия ответчика противоречат действующему законодательству. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Просил суд обязать ответчика включить в выслугу лет для начисления пенсии в ОВД стаж, засчитанный УФСНП РФ по Хабаровскому краю; произвести перерасчет пенсии и выплат при увольнении с учетом установленной выслуги лет; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 07 апреля 2015 года в удовлетворении требований Ильину А.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Ильина А.В.- Савина И.В.просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, при этом обращает внимание на то, что при определении выслуги лет для назначения пенсии ответчиком не учтены периоды его работы в налоговой полиции с 14.10.1991 года по 16.08.1999 года, по финансово-экономической специальности, предшествующие его службе в органах налоговой полиции с 16.09.1999 года по 31.01.2001 года, в инспекции Министерства налогов и сборов РФ по Кировскому району г.Хабаровска с 01.02.2001 года по 21.03.2002 года и управлении Министерства по налогам и сборам по Хабаровскому краю с 22.03.2002 года по 30.01.2003 года. При исключении его из списков сотрудников Федеральной службы налоговой полиции России спорные периоды обоснованно были учтены при исчислении его пенсии, и ответчик не вправе был повторно производить перерасчет пенсии.
Письменных возражений относительно доводов жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ильин А.В. не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, в телефонограмме просил об отложении слушания дела в связи с нахождением в г. Москве, однако доказательств уважительности причин неявки в нарушение требований ч.1 ст.167 ГПК РФ не представил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю Максимейко Т.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2015 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2015 года указанное выше судебное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом Ильин А.В. с 31.01.2003 года был зачислен на службу в федеральные органы налоговой полиции по Хабаровскому краю. Уволен с 30.06.2003 года по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции. До прохождения службы в органах налоговой полиции проходил службу в налоговой инспекции по г.Хабаровску в период с 14.10.1991 года по 16.08.1999 года; в период с 16.08.1999 года 31.01.2001 года работал в ОАО " "данные изъяты"" в должности "данные изъяты"; в период с 01.02.2001 года по 30.01.2003 года проходил службу в Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г.Хабаровска.
Приказом начальника УФСНП РФ по Хабаровскому краю N от 25.06.2003 года срок службы (выслуга лет) Ильину А.В. для назначения пенсии на 01.07.2003 года установлена выслуга лет: 10 лет 02 месяца 22 дня в календарном исчислении, льготная 00 лет 02 месяца 10 дней, учеба 00 лет 06 месяцев 21 день, всего 10 лет 11 месяцев 23 дня.
01.07.2003 года Ильин А.В. принят на службу в органы внутренних дел РФ.
24.11.2014 года истец уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел.
Согласно ответу УМВД РФ по Хабаровскому краю от 24.12.2014 года N для расчета выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России Ильину А.В, учтены периоды службы в Управлении федеральной службы налоговой полиции РФ по Хабаровскому краю с 10.02 2003 года по 30 июня 2003 года, с момента присвоения специального звания " "данные изъяты"".
В силу части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент увольнения из органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации:
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что указанная норма не подлежит применению при определении выслуги лет для назначения пенсии сотрудников налоговой полиции, так как истец продолжил службу в органах внутренних дел не в порядке перевода, в общем порядке, поскольку был уволен по сокращению штата, при ликвидации органа налоговой полиции.
Однако судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции основан на ошибочном толковании норм материального права, по следующим основаниям.
Так, исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установилнорму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права.
Поскольку спорные периоды работы истца подлежали включению в выслугу лет при прохождении службы в государственной налоговой инспекции, в дальнейшем - в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции, а служба в органах налоговой полиции в силу прямого указания закона подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что стаж работы истца, согласно выписки приказа N от 25.06.2003 года - 10 лет 11 месяцев 23 дня подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
В связи с удовлетворением требований о включении в выслугу лет стаж работы истца согласно выписки приказа N от 25.06.2003 года - 10 лет 11 месяцев 23 дня, удовлетворению подлежит и требование о перерасчете и выплаты пенсии с учетом выслуги 10 лет 11 месяцев 23 дня.
В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу приведенной нормы, закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов на оплату услуг представителя тогда, когда признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, и является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.
Размер возмещения стороне расходов по оплате услуг представителя должен быть соотносим с объемом защищаемого права; при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время его рассмотрения в суде.
Из квитанции N от 22.12.2015 года следует, что заявителем были оплачены расходы по оплате услуг представителя на общую сумму "данные изъяты" за подготовку искового заявления, консультации и представление интересов в судебном заседании.
Как усматривается из материалов дела в судебных заседаниях в суде первой, апелляционной инстанциях принимала участие представитель Ильина А.В.- Савина И.В., действующая на основании доверенности (л.д.21).
С учетом продолжительности рассмотрения дела, объема, сложности работы, выполненной представителем в суде первой и апелляционной инстанций, возражений УМВД России по Хабаровскому краю в части соразмерности суммы понесенных затрат, "данные изъяты" соответствуют критерию разумности и соразмерности и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность денежной компенсации морального вреда в случае причинения гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан подлежит возмещению в случаях прямо предусмотренных законом.
Поскольку, специальных норм регулирующих порядок и условия компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав законодательство не содержит, исковые требования Ильина А.В. о компенсации морального суда судебная коллегия находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда и постановить новое, которым удовлетворить исковые требования Ильина А.В. в части включения спорного периода службы в выслугу лет, перерасчета пенсии, взыскании расходов по оплате услуг представителя.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 07 апреля 2015 года по исковому заявлению Ильина А. В. к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении к совершении определенных действий отменить и принять новое решение.
Исковые требования Ильина А. В. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю удовлетворить в части.
Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю включить в выслугу лет для назначения пенсии Ильину А. В. стаж засчитанный Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Хабаровскому краю на основании приказа N от 25.06.2003 года - 10 лет 11 месяцев 23 дня.
Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю произвести перерасчет размера пенсии Ильину А. В. с учетом выслуги лет - 10 лет 11 месяцев 23 дня.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю в пользу Ильина А. В. расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части исковых требований Ильина А. В. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судья И.И. Хуснутдинова
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.