Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 02 февраля 2016 г. по делу N 33а-38/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Прыткова Р.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Масловой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кутдусова И.Г. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Кутдусова И.Г. об оспаривании действий начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанных с направлением уведомления о готовности предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, Приволжский окружной военный суд
установил:
Кутдусов проходит военную службу по контракту , будучи зачисленным в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с 3 марта 1997 года. 31 июля 2015 года Кутдусову было вручено уведомление начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье" от 28 июля 2015 года N о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - уведомление).
Полагая, что данное уведомление лишает его права выбора формы обеспечения жилым помещением и влечет нежелательные для него правовые последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия (в случае отказа от получения субсидии или непредоставления в установленный законом срок необходимых для ее получения документов), Кутдусов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать оговариваемое уведомление незаконным и недействующим с момента направления, а также обязать начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье" это уведомление отозвать.
Рассмотрев административное исковое заявление Кутдусова, Казанский гарнизонный военный суд решением от 18 ноября 2015 года в удовлетворении его требований отказал.
Не соглашаясь с решением, Кутдусов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, а также несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы Кутдусов, приводя собственный анализ обстоятельств дела, содержания вступившего в законную силу решения Казанского гарнизонного военного суда от 7 августа 2015 года, а также положений п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, утверждает о бесспорности его права на обеспечение жилым помещением в натуральном виде. К такому выводу административный истец приходит, принимая во внимание, что право выбора формы реализации права на жилье законом, по его мнению, предоставлено военнослужащему, от ранее предложенного жилого помещения он не отказывался, а о предоставлении субсидии в жилищный орган не обращался. Однако, как считает Кутдусов, суд первой инстанции данные обстоятельства не учел. Кроме того, сославшись на решение Казанского гарнизонного военного суда от 7 августа 2015 года, суд исказил его содержание, что привело к вынесению необоснованного судебного решения.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, представитель административного ответчика - начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье" Коновалова Г.В. и руководитель Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Колесникова Е.В. подали на нее возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, Приволжский окружной военный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вопреки мнению административного истца, решение Казанского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 года является правильным по существу и соответствует требованиям ст. 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Данная редакция Федерального закона вступила в силу с 1 января 2014 года и действовала в период совершения начальником территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье" оспариваемых действий.
По смыслу приведенной нормы Федерального закона, реализация жилищных прав военнослужащих по-прежнему возможна как в форме предоставления жилого помещения в натуральном виде, так и в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Однако, в отличие от предшествующей редакции Федерального закона, в настоящее время предоставление жилищной субсидии законодателем определено в качестве приоритетной формы жилищного обеспечения военнослужащих.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, согласно которому полномочия по принятию решений о предоставлении жилищной субсидии возложены на уполномоченный жилищный орган (Департамент жилищного обеспечения) и его структурные подразделения, коими являются соответствующие региональные управления и их территориальные отделы и, в частности, территориальное отделение (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье".
Согласно Порядку уведомления военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 333, функции по направлению соответствующих уведомлений установленной формы возложены на тот же орган и его структурные подразделения.
Право военнослужащих на жилищное обеспечение по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, отличному от места прохождения военной службы, закреплено ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом ч. 2 ст. 3 этого Федерального закона установлено, что тем же лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из изложенного следует, что безоговорочным правом на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в натуральном виде обладают лишь те военнослужащие, которые заявили о своем желании воспользоваться таковым ранее 1 января 2014 года (в период действия старой редакции Федерального закона), а позже указанной даты не отказывались от предоставленного им жилого помещения, либо не меняли избранное ими ранее место жительства.
Между тем, данные законоположения применимы лишь к тем военнослужащим, право которых на обеспечение жилыми помещениями в конкретном избранном населенном пункте является бесспорным.
Судом первой инстанции установлено, что Кутдусов, будучи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с 3 марта 1997 года состоял по месту прохождения службы на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, избрав постоянным местом жительства после увольнения город "адрес". Однако в последующем вступившим в законную силу решением Казанского гарнизонного военного суда от 7 августа 2015 года и апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 16 октября 2015 года было констатировано отсутствие у Кутдусов права на обеспечение жильем в указанном населенном пункте, но наличие при этом возможности реализации права на жилье посредством предоставления жилищной субсидии.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, предоставление административному истцу жилого помещения в городе "адрес" исключалось, а предусмотренных законом оснований для предоставления такового в иных населенных пунктах из материалов дела не усматривается.
При таких данных предоставление Кутдусову жилищной субсидии являлось единственно возможной формой его жилищного обеспечения, а начальник территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье", направив административному истцу соответствующее уведомление, по существу совершил действия по реализации жилищных прав названного военнослужащего в пределах предоставленных ему законом полномочий, то есть права административного истца не были нарушены, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Доводы же апелляционной жалобы установленных судом и изложенных выше обстоятельств не опровергают, а лишь сводятся к иной субъективной их оценке и основаны на неправильном восприятии содержания вынесенного ранее судебного решения, а также ошибочном толковании материального закона, в связи с чем не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Таким образом, не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Кутдусова И.Г. об оспаривании действий начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с направлением уведомления о готовности предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Кутдусова И.Г. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда К.С. Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.