Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.
по докладу судьи Образцовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе инспектора Отдела надзорной деятельности по г.Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области Черняк Н.А. на решение Торжокского городского суда Тверской области от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области " "данные изъяты"" об оспаривании пунктов 1,2,3,4,7 предписания отдела надзорной деятельности г.Торжка и Торжокского района Тверской области ГУ МЧС России по Тверской области N от 28 мая 2015 года удовлетворить.
Признать незаконными и неподлежащими применению пункты 1,2,3,4,7 предписания отдела надзорной деятельности г.Торжка и Торжокского района Тверской области МЧС России по Тверской области N от 28 мая 2015 года, вынесенного государственным инспектором г.Торжка и Торжокского района по пожарному надзору -инспектором ОНД по г.Торжку и Торжокскому району Н.А. Черняк".
Судебная коллегия
установила:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области " "данные изъяты" санаторий" (далее ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"", учреждение) обратилось в суд с настоящим иском о признании незаконным и отмене предписания N, вынесенного 28 мая 2015 года отделом надзорной деятельности "адрес" и "адрес" ГУ МЧС России по Тверской области (далее ОНД "адрес" и "адрес" ГУ МЧС России по "адрес").
В обоснование требований указано, что 28 мая 2015 года ОНД "адрес" и "адрес" ГУ МЧС России по "адрес" в отношении ГБУЗ "адрес" " "данные изъяты"" вынесено предписание N об устранении нарушений требований законодательства.
Данным предписанием на юридическое лицо незаконно возложена, обязанность устранить следующие нарушения:
П.1 Двери эвакуационного выхода, из обеденного зала столовой открываются не по направлению выхода - данные двери являются балконными блоками и являются выходами на балкон, который примыкает к зданию столовой. Из обеденного зала имеется только один эвакуационный выход.
П.2 Высота эвакуационных выходов в столовой в свету менее 1,9 м - здания столовой бревенчатое, построенное в 1946 году, высота проемов 1,85 м. Изменение невозможно в связи с тем, что будет нарушена целостность несущих конструкций и капитальных перекрытий.
П.3 Высота эвакуационных выходов в свету из помещений школы, расположенной на 1-ом этаже в правом крыле основного корпуса ("школа-новая") выполнена менее 1,9 м - здание спроектировано и построено в 1962 году, высота проемов в правом крыле составляет 1,85 м. Изменение невозможно, так как будет нарушена целостность несущих конструкций и капитальных перекрытий.
П.4 Уклон и ширина проступей на маршевой лестнице основного корпуса в центральной части слева не соответствует требованиям - здание спроектировано и построено в 1962 году, данная лестница не является основным эвакуационным выходом, выполнена из материалов, имеющих необходимый предел огнестойкости. Изменение конструкции лестницы невозможно без изменения капитальных конструкций здания.
П.7 Не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов (пожарные гидранты, расположенные возле спального корпуса и на спортивной площадке, демонтированы) - входе капитального ремонта системы отопления и водоснабжения санатория установлено, что холодная вода в сооружения и здания санатория разводится по трубам диаметром 50 мм. Колодцы для пожарных гидрантов не были подключены к системе холодного водоснабжения санатория. Техническая документация сетей водоснабжения в настоящее время находится на государственной регистрации. Технически подключение пожарных гидрантов к трубам диаметром 50 мм не позволит обеспечить должный объем воды, необходимый для нормальной бесперебойной работы пожарных гидрантов. Пожарный гидрант, расположенный возле здания газовой котельной на расстоянии менее 200 метров от основных зданий и сооружений санатория, проверен, испытан и работоспособен. На территории возле здания "Школа - новая" имеется пожарный водоем объемом 256 куб. м. До 1995 года санаторий числился на территории Торжокского района, в 1995 году участок земли, на котором располагался санаторий, был передан в МО город Торжок, следовательно, проектирование и строительство здания ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"" осуществлялось до вступления в силу Федерального закона N69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности".
Вышеперечисленные пункты предписания обязывают ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"" устранить нарушение требований пожарной безопасности со ссылкой на СНиП 21-01-97.
Согласно письму Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 02 июня 2011 N19-3-132086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" при рассмотрении нарушений строительных норм и правил, непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются. Из указанных положений следует, что СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенные в действие с 01 января 1998 года, не распространяются на здания, запроектированные и построенные до 01 января 1998 года, к которым относятся здания ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"", построенные в 1946 и 1962 годах.
Требования СНиП 21-01-97 применяются к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения, в случае, если в таких зданиях уже после принятия СНиП 21-01097 проводилась реконструкция (перепланировка, ремонты), и эти здания продолжают эксплуатироваться. Данные здания, построенные в 1946 и 1962 годах, капитальному ремонту и реконструкции после 01 января 1998 года не подвергались, а, следовательно, ссылка в предписании на обязательность исполнения требований в области пожарной безопасности в соответствии с нормами СНиП 21.-09-97 является незаконной и необоснованной.
Также вышеперечисленные пункты предписания обязывают ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"" устранить нарушения требований пожарной безопасности со ссылкой на строительные нормы и правила, утвержденные Государственным Советом Министров СССР по делам строительства от 13 декабря 1962 года, которые были отменены постановлением Госстроя СССР N 29 от 14 марта 1979 года.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве
административного соответчика привлечена Черняк Н.А., заинтересованного лица привлечено Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области (ГУ МЧС России по Тверской области).
В судебном заседании представитель административного истца Беганский С.С. исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в иске.
Административный ответчик Черняк Н.А. заявленные требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указывается, что при рассмотрении дела судом не было учтено вступившее законную силу решение Торжокского городского суда от 03 февраля 2011 года. По вопросу неисправности пожарных гидрантов судом не в полной мере приняты свидетельские показания Гуцал Е.В.
Предъявляемые к юридическому лицу требования аналогичны тем, которые действовали на момент проектирования и строительства зданий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав выступления Черняк Н.А., представителя Главного управления МЧС России по Тверской области Лепетинского А.Н., поддержавших доводы жалобы, главного врача ГБУЗ ТО " "данные изъяты"" Беганского С.С., возражавшего против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области " "данные изъяты"" оспаривается предписание N, вынесенное 28 мая 2015 года отделом надзорной деятельности города Торжка и Торжокского района Тверской области ГУ МЧС России по Тверской области.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Торжка и Торжокского района по пожарному надзору Ивашкина А.Ю. от 28 апреля 2015 года N 91 в отношении ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"" проведена внеплановая выездная проверка. Пунктом 5 распоряжения установлено, что проверка проводится с целью контроля выполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N от 31 марта 2015 года.
Согласно предписанию N от 31 марта 2015 года на юридическое лицо в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в том числе указано, что двери эвакуационного выхода из обеденного зала столовой открываются не по направлению выхода (пункт 1); высота эвакуационных выходов в свету из помещений столовой, школы, расположенной на 1-ом этаже в правом крыле основного корпуса ("школа-новая"), выполнена менее 1,9 м (пункты 2,3); уклон и ширина проступей на маршевой лестнице основного корпуса в центральной части слева не соответствует требованиям, (пункт 4); не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов (пожарные гидранты, расположенные возле спального корпуса и на спортивной площадке, демонтированы) (пункт 8).
Срок для устранения нарушений пунктов 1, 2, 3, 4 установлен до 01 апреля 2015, пункта 8 - до 01 апреля 2016 года.
В соответствии со статьёй 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Законность ранее выданного предписания N от 31 марта 2015, исполнение которого проверялось должностным лицом 28 мая 2015 года, являлась предметом судебной проверки в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"", по итогам которой вышеуказанное предписание было признано незаконным, производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ Тверской области " "данные изъяты"" по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Предписание N, вынесенное 28 мая 2015 года отделом надзорной деятельности города Торжка и Торжокского района Тверской области ГУ МЧС России по Тверской области, основано на ранее выданном предписании N от 31 марта 2015 года, в связи с чем также является незаконным.
Кроме того, вопрос об обеспечении исправного состояния пожарных гидрантов не мог являться предметом повторной проверки, поскольку срок исполнения по данному пункту предписания N указан до 01 апреля 2016 года.
Установив вышеуказанные обстоятельства, проанализировав действующие нормы права в их системной взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы и суждения не могу быть приняты судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу в апелляционной жалобе не приведено, и судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Торжокского городского суда Тверской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.