Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.
судей Мертехина М.В., Мизюлина Е.В.
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ N26 по г. Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года
по делу по иску Л. к ГУ - УПФ РФ N26 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФ РФ N26 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным от 25.05.2015 года, обязании назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исковые требования мотивировал тем, что 15.04.2015 года обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии ГУ - ГУПФР N26 по г. Москве и Московской области от 25.05.2015 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку он, работая бортпроводником, входил в состав экипажа летного судна, имел определенный налет часов, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения, в силу выше указанной нормы закона.
Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку отработал в периоды с 18.11.2002 года по 01.01.2004 года в должности бортпроводника и имеет налет в составе экипажа воздушного судна в количестве 6 746 часов 14 мин.
Решением комиссии ГУ - ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области от 25.05.2015 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку бортпроводники входят не в летный экипаж, а в кабинный, следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии - 15.04.2015 г., специальный трудовой стаж истца составлял более 25 лет с учетом представленного истцом налета часов, а бортпроводники при наличии налета часов имеют право на включение в специальный стаж периодов работы в указанной должности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что истец работал в периоды с 2003 года по 2013 годы в должности бортпроводника АК "Алроса", ОАО "Авиакомпания Атлант-Союз", ООО "Айфлай", ОАО "Авиакомпания Таймыр", ООО "СЗ АТК Выборг", ООО "Авиакомпания Когалымавиа" в летном составе гражданской авиации, принимал непосредственное участие в выполнении полетов, что подтверждается копией трудовой книжки истца, копией справки, выданной ООО "Авиакомпания Когалымавиа", копией летной книжки, и имеет налет на воздушных суднах в количестве 6746 часов 14 мин.
Согласно п.п.13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в п.п.13 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года и действующего в период спорных правоотношений.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
На основании изложенного бортпроводники воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в отношении бортоператоров - Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009 года).
В силу п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Согласно записям в летной книжке, а также справки ООО "Авиакомпания Когалымавиа" налет часов истца за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2013 г. составил 6 746 часов 14 минут.
Таким образом, с учетом указанной нормы, срок выслуги истца составил более 25 лет, что позволяет назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в Пенсионный фонд.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильным решение суда о признании незаконным решения комиссии Пенсионного фонда от 25.05.2015 года, оформленное протоколом N257, и обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным исключить из второго абзаца резолютивной части указание суда об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсия по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2002 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии в Пенсионный фонд 15.04.2015 года.
На указанную дату действовал Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступивший в силу с 01.01.2015 года, в связи с чем, досрочная страховая пенсия должна быть назначена истцу в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 данного федерального закона.
Поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения комиссии пенсионного фонда от 25.05.2015 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу, с выводом которого согласилась судебная коллегия, то ссылка суда на пп.13 п.1ст.27 Федерального закона от 17.12.2002 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не действующего в указанной части с 01.01.2015 года, является неправильной, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным исключить из резолютивной части указание суда на данную норму закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцу не может быть назначена досрочная страховая пенсия, как члену летного экипажа, поскольку он не относится к летному составу, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, исключив из второго абзаца резолютивной части указание на пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2002 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ N26 по г. Москве и Московской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.