Судья Самарского областного суда П.А. Тукмаков, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "МС Эвакуация" Корешкова А.А. на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 03 ноября 2015 года, которым оставлено без изменения постановление начальника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица- директора ООО "МС Эвакуация" Корешкова А.А. к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью "МС Эвакуация" (далее ООО "МС Эвакуация") Корешков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 03 ноября 2015 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения. а жалоба Корешкова А.А.- без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Корешков А.А. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения его к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом мотивирует свои доводы тем, что поскольку ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" осуществляет деятельность по транспортировке, хранению и выдаче транспортных средств на основании договора N "О взаимодействии должностных лиц У МВД России по г. Самаре с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу" от ДД.ММ.ГГГГ, то денежные средства, поступающие на расчетный счет ООО "МС "Эвакуация" являются возмещением расходов за перемещение и хранение задержанных автомобилей, а не оплатой услуг, в связи с чем полагает, что ООО "МС "Эвакуация" не является Поставщиком услуг по смыслу Федерального закона N103 -ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц ... " от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что поскольку расчеты между плательщиком и поставщиком производятся в безналичном порядке (через банковского платежного агента "КИВИ" Банк - ЗАО "КИВИ"), поставщику не требуется открывать специальный банковский счет, что и свидетельствует об отсутствии в действиях директора состава указанного административного правонарушения. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Проверив представленные материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" ФИО4 в поддержание жалобы, возражения представителя ИФНС по Железнодорожному району г. Самары ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В силу ч. 18 ст.4 названного Закона, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона N 103-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов: осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; в пользу иностранных юридических лиц; осуществляемых в безналичном порядке; осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
На основании ч.4 ст.8 названного закона N103-ФЗ, прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Учитывая изложенное, принятые поставщиком от плательщиков денежные средства должны быть перечислены на специальный банковский счет поставщика.
Согласно положению Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", счет N ? "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика". Его назначение специальный банковский счет, открываемый ... поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Железнодорожному району г.
Самары на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии со ст.7 ФЗ от
ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованиемплатежных карт" и ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему
платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в отношении
ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" проведена проверка по вопросу использования организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими прием платежей физических лиц (осуществляющими деятельность поставщика), специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию, полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счел; (счета).
В ходе проверки, установлено, что ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" осуществляет деятельность по транспортировке, хранению и выдаче транспортных средств на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N "О взаимодействии должностных лиц У МВД России по г. Самаре с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу".
Согласно информации, поступившей из ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, ДД.ММ.ГГГГ за нарушение правил Дорожного движения РФ, у ФИО6 эвакуирован автомобиль на спецстоянку, расположенную по адресу: г. Самара, Волжский проспект, 15, транспортировка (эвакуация) осуществлялась силами ООО "Муниципальная служба "Эвакуация".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 произведена оплата услуг спецстоянки через платежный терминал N, принадлежащий платежному агенту ИП ФИО7 и установленный по адресу спецстоянки, на сумму 1 700 рублей, на основании чего была выдана квитанция N от ДД.ММ.ГГГГ, из следует, что получателем денежных средств является ООО "МС "Эвакуация".
ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" имеет два банковских счета, открытых ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Самаре N и N, специальный банковский счет у ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" отсутствует.
Согласно выписке из филиала Банка ГПБ (АО) в г. Самаре, денежные средства ФИО6 в сумме 1 700 рублей поступили на расчетный счет ДД.ММ.ГГГГ ООО N, т.е. не на специальный банковский счет.
Таким образом, проверкой установлено, что ООО "Муниципальная служба
"Эвакуация" (поставщик), не использовало специальный банковский счет, чем была нарушена ч. 18 ст.4 и ч.4 ст.8 Федерального закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными
агентами".
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что хранение задержанных транспортных средств на специализированной муниципальной стоянке является видом оказания услуг.
Администрацией г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановление N "О порядке функционирования специализированных муниципальных стоянок, оказывающих услуги по хранению задержанных транспортных средств на территории г.о. Самара", то есть оказание услуг по хранению задержанных транспортных средств является регулируемым государственным видом деятельности.
Согласно п.3 ст.2 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство может применяться к административным правонарушениям. Поэтому, при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей.
По факту выявленного нарушения ИФНС России по Железнодорожному району
г. Самары в отношении должностного лица - директора Общества составлен протокол
об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено
обжалуемое постановление о привлечении заявителя к административной
ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции установлено, что между У МВД России по г. Самаре и ООО "Эвакуация" заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление транспортировки, хранения и выдачи транспортных средств, при передаче У России по г. Самаре последнему задержанных транспортных средств в соответствии с законом Самарской области N-ГД от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств".
В силу ст.5 названного закона Самарской области, оплата расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном Правительством Самарской области. Порядок установления указанной платы определяется Правительством Самарской области.
На основании п.3.1 Порядка установления размера платы за перемещение и хранение задержанного транспортного, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, при расчете размера платы за перемещение задержанного транспортного средства учитываются расходы, связанные с эксплуатацией и хранением средств, осуществляющих перемещение задержанного транспортного средства, функционирование диспетчерской службы, операции но погрузке - разгрузке задержанного транспортного средства.
Из названного выше договора N следует, что платежи, поступившие от граждан за перемещение и хранение транспортных средств, и их выдачу, поступают на счет ООО "МС "Эвакуация" (п.2.2.6), открытый в отделении филиала банка ГПБ (АО) в г. Самаре.
При этом у ООО "МС "Эвакуация" отсутствует специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов и зачисления на него полученных от плательщиков денежных средств, что образует в действиях должностного лица директора Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. ст.15.1 КоАПРФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у должностного лица Корешкова А.А. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно определилавсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО "МС "Эвакуация" Корешкова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы Корешкова А.А. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебной инстанцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст.26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Корешкова А.А. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
Административное наказание Корешкову А.А. назначено в пределах санкции ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении должностного лица - директора ООО "Муниципальная служба "Эвакуация" Корешкова А.А. к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, а жалобу Корешкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.