Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Цыганковой В.А.
судей
Овчинниковой Л.Д., Луковицкой Т.А.
при секретаре
В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2015 апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N ... (ЖСК-1076) на решение Фрунзенского районного суда Санкт -Петербурга от "дата" по иску А.В. к Жилищно-строительному кооперативу N ... об аннулировании записи в государственном реестре юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., выслушав объяснения А.В., представителя ЖСК 1076, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
А.В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что "дата" она получила выписку из ЕГРЮЛ, из выписки следует, что в качестве руководителя юридического лица - ЖСК 1076, а также лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - указана председатель правления К.В., данная запись внесена "дата" N записи N ... Указанная запись незаконна, так как решением Фрунзенского районного суда от "дата" были признаны недействительными решение правления от "дата" об избрании председателем правления ЖСК на период с 2012 по 2014 год К.В., решение отчетно-выборного собрания в части избрания в состав правления К.В. Имеющейся в ЕГРЮЛ записью нарушаются ее права, поскольку К.В., не являясь руководителем организации, выдает доверенности на представление интересов кооператива в суде, в том числе по вопросу взыскания с нее (истца) задолженности по коммунальным платежам.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт -Петербурга от "дата" аннулирована запись о государственной регистрации изменений в едином государственном реестре юридических лиц в отношении ЖСК 1076 произведенных на основании заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, в сведения о юридическом лице, не связанных с изменениями в учредительные документы, в части внесения сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в должности руководителя юридического лица председателя правления К.В. от "дата" N ...
В апелляционной жалобе ЖСК 1076 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от "дата" следует, что "дата" в реестр МИ ФНС N ... была внесена запись N ... о лице, имеющем право действовать от имени кооператива без доверенности - руководителе ЖСК 1076 председателе правления ЖСК К.В.
Основанием для внесения записи послужило решение Инспекции от "дата", основанием для принятия которого, в свою очередь, послужили решение собрания членов ЖСК - 1076, проходившее в период с "дата" по "дата", об избрании К.В. в состав правления ЖСК, решение правления ЖСК от "дата", которым К.В. была избрана председателем правления ЖСК.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда от "дата" признаны недействительными решение общего собрания членов ЖСК, проведенного в период с "дата" по "дата", решение правления ЖСК от "дата".
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "л" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, необходимо представить в установленном порядке документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ к таким документам отнесены подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
На основании пункта 2 ст. 18 Закона представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
На основании абзаца 1 пункта 1.2 статьи 9 упомянутого Федерального закона заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе общества необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица. Иного порядка закон не предусматривает.
Поскольку на момент подачи заявления ( "дата" год), внесения оспариваемой записи ( "дата" год) К.В. являлась избранным председателем правления, в налоговый орган были представлены необходимые документы, то, запись, произведенная в реестре, о К.В., как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, является правомерной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, внесенные в ЕГРЮЛ записи не исключаются и не аннулируются, такая возможность действующим законодательством не предусмотрена. В реестр могут быть внесены лишь новые записи.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия признает неверными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований А.В. об аннулировании записи от "дата" N ... , как не основанное на положениях пункта 3 ст. 5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не отвечающее принципу исполнимости принимаемого судебного постановления, поскольку иск предъявлен только к ЖСК 1076.
Судебная коллегия находит неверным вывод суда о том, что наличие записи в реестре нарушает права истца, поскольку позволяет К.В. подавать от имени ЖСК иски о взыскании задолженности по коммунальным платежам. Предъявление иска в суд не является нарушением прав лица, к которому предъявляются требования. Защиту своих прав такое лицо может осуществить в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт -Петербурга от "дата" отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении требований А.В. к ЖСК N ... об аннулировании записи в государственном реестре юридических лиц отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.