Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Г.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2015 года административное дело N 2-4857/15 по апелляционной жалобе Ш.А.И. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года по административному исковому заявлению Ш.А.И. к жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя административного истца - Ш.А.И. - П.Л.В., представителя административного ответчика Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - И.К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.А.И. обратился в Невский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением к жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" в части отказа в принятии решения о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", с Ш.А.И.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать жилищную комиссию Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять решение о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", с Ш.А.И.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года Ш.А.И. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Ш.А.И. не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая в соответствии со статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень, и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем частями 2 и 3 статьи 40, предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, " ... " Ш.В.А. уволен с военной службы приказом от "дата" по истечению срока, выслуга на момент увольнения с учетом льготной составляла " ... ".
Решением жилищной комиссии Пограничного управлении Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата", во исполнение решения Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от "дата" по делу N ... , " ... " Ш.В.А. предоставлена по договору социального найма однокомнатная "адрес" по адресу: "адрес", как состоящему на учете по улучшению жилищных условий в составе семьи - " ... ".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата", предоставляемая квартира принадлежит Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области на праве оперативного управления.
"дата" Ш.В.А. был подписан акт осмотра "адрес" по адресу: "адрес"
"дата" Ш.В.А. " ... ".
"дата" Ш.А.И., отец Ш.В.А., обратился в жилищную комиссию Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением не распределять "адрес" по адресу: "адрес" другому лицу и принять решение о заключении договора социального найма с отцом покойного Ш.А.И.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" было удовлетворено заявление представителя заявителя в части не распределения квартиры другому лицу до решения вопроса в судебных органах и отказано - в заключении договора социального найма на спорную квартиру на основании статьи 2 пункта 5 абзаца 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку заявитель не является лицом, отнесенным данным законом к членам семьи военнослужащего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что истцом не представлено доказательства, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий членом семьи военнослужащего Ш.В.А., находившимся на его иждивении, в связи с чем, обжалуемое решение жилищной комиссии является законным, правовые основания для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Приказа N96 от 01 марта 2012 года, утвержденного Федеральной службой безопасности Российской Федерации о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности, пункта 50 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Службы N590 от 24 октября 2011 года, части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 2, части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии Пограничного управлении Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" Ш.В.А. предоставлена по договору социального найма однокомнатная "адрес" по адресу: "адрес", как состоящему на учете по улучшению жилищных условий в составе семьи - " ... ".
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде является договор социального найма.
Согласно статье 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилищного фонда социального использования.
В соответствии с частью 5 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения прекращается со смертью одиноко проживающего нанимателя.
Таким образом, основания для предоставления квартиры по договору социального найма были прекращены "дата", в связи со " ... " Ш.В.А.
Доводы апелляционной жалобы Ш.А.И. о наличии оснований для заключения с ним договора социального найма как с членом семьи нанимателя, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Так, в силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Доказательств того, что Ш.В.А. содержал истца либо, что они совместно проживали в спорной квартире, в деле не имеется, кроме того, сам Ш.А.И. ссылается на то, что в квартиру, предоставленную сыну по договору социального найма, не вселялся.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку право пользования спорной жилой площадью в качестве члена семьи Ш.В.А. у Ш.А.И. не возникло, и такого права он не приобрел, решение о предоставлении жилого помещения Ш.А.И. не принималось, в квартиру предоставленную Ш.В.А. истец не вселялся, то само по себе наличие родственных отношений с нанимателем жилого помещения не порождает право на жилую площадь последнего
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что решением Дзержинского районного суда Санкт - Петербурга от "дата", Ш.А.И. отказано в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании его нанимателем по договору социального найма с правом заключить договор социального найма в отношении указанной квартиры.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда "дата" указанное решение оставлено без изменений, апелляционная жалоба Ш.А.И. без удовлетворения.
Довод апелляционной, что предоставление жилья военнослужащим носит характер поощрения за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, при этом военнослужащий имеет право выбора способа реализации его жилищных прав: получить квартиру по договору социального найма, либо получить квартиру в собственность, либо получить субсидию на приобретение жилья, в случае получения жилья в собственность, квартира после смерти Ш.В.А. могла перейти к его наследникам, однако Ш.В.А. был лишен права выбора, поскольку пограничное управление имело возможность предоставить жилье только по договору социального найма, не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку основаны на субъективном толковании норм права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оценив представленные по делу доказательства на основании приведенных выше правовых положений, судебная коллегия полагает, что у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", с Ш.А.И.
Учитывая указанное, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, а постановленное решение не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.