Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.
судей областного суда Печко А.В., Власкиной Е.С.
при секретаре Елисейкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 26 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г. Новосибирска на решение Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от "20 октября 2015 года", которым мэрия г. Новосибирска была обязана предоставить Т.Ф. на семью в составе Т.Ф. и А.М. благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства, применительно к условиям населенного пункта г. Новосибирска.
В части иска к администрации Октябрьского района г. Новосибирска отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителя мэрии г. Новосибирска, объяснения Т.Ф. и А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.Ф. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, администрации Октябрьского района, г. Новосибирска, просила обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям жилищного законодательства, применительно к условиям населенного пункта г. Новосибирска, включив в договор социального найма в качестве члена ее семьи - дочь А.М.
В обоснование указала, что является собственником жилого помещения - квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес". В указанной квартире также состоит на регистрационном учете и проживала ее дочь А.М. В 2014 году в многоквартирном доме, где находится квартира истца, произошел пожар, вследствие чего истцу и третьему лицу для временного проживания было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, состоящее из одной комнаты, общей площадью 14,8 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". Многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец и третье лицо были признаны нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и поставлены на очередь на учет на общих основаниях на основании приказа главы администрации Октябрьского района г. Новосибирска N-од от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная формулировка основания постановки на учет противоречит действительности, так как истцом была представлена справка о признании ее и дочери малоимущими и заключение межведомственной комиссии о сносе дома, но заключение комиссии не было принято во внимание специалистом администрации и не было приложено к заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в администрацию Октябрьского района, г. Новосибирска было подано повторное заявление о предоставлении ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма согласно п. 1 ч.1 ст. 57 ЖК РФ, однако из администрации Октябрьского района г. Новосибирска на данное заявление поступил отказ. Истец полагает, что бездействие администрации Октябрьского района г. Новосибирска и мэрии г. Новосибирска нарушает жилищные права истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Мэрия г. Новосибирска просит решение отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований, поскольку судом необоснованно оставлены без внимания доводы ответчика, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, не подлежит расселению путем изъятия жилых помещений, что дом не включен в действующие целевые программы расселения ветхого аварийного жилья, земельный участок, на котором находится дом, для муниципальных нужд не изымается.
Не согласная с выводами суда, что не имеет юридического значения для рассматриваемого спора наличие у истицы права собственности на жилое помещение, при этом суд не указал, как быть с данным правом собственности.
Считает безосновательными утверждения суда, что мэрия г. Новосибирска длительное время не принимает мер к обеспечению жилищных прав истца, поскольку оно противоречит п.п. 1,8,9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
В соответствии с которыми на мэрии г. Новосибирска не лежит обязанность о незамедлительном принятии решения о сносе и расселении многоквартирного дома, в котором нет муниципальных жилых помещений.
Вопреки изложенным в решении утверждениям, требования о предоставлении жилого помещения, равнозначного размеру занимаемого истицей жилья положениями п.1 ч.2 ст. 57 ЖК не предусмотрены. Кроме того, требования к мэрии г. Новосибирска в резолютивной части решения не конкретизированы.
Т.Ф. поданы возражения на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Таким образом, законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
Суд посчитал, что такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
И что юридически значимым обстоятельством по данному делу является тот факт, что принадлежащее истцу жилое помещение было в установленном порядке признано непригодным для проживания, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность предоставить ему во внеочередном порядке иное жилое помещение по договору социального найма.
Так как согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация вышеуказанных полномочий на территории г. Новосибирска возложена на Мэрию г. Новосибирска.
В судебном заседании было установлено, что Т.Ф. является собственником жилого помещения - "адрес", расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 29,3 кв.м, на основании решения Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от 03.07.2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 01.10.2009 года.
Заключением межведомственной комиссии от 24 июля 2014 года, назначенной распоряжением мэра г. Новосибирска от 19.07.2011 года N, жилой "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п.34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Комиссией было установлено, что вследствие пожара и тушения пожара конструкции крыши полностью уничтожены огнем и произошло сильное замачивание наружных стен. Чердачное и межэтажное перекрытия подверглись значительному замачиванию, наблюдаются следы поражения лестницы огнем.
Истцу на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда N от 18.02.2014 года Мэрией г. Новосибирска было предоставлено за плату во владение и пользование специализированное жилое помещение маневренного фонда, состоящее из 1-ой комнаты, общей площадью 14,8 кв.м, жилой площадью 14,8 кв.м N, расположенной по адресу: "адрес" для временного проживания в нем.
Согласно п.1.2 жилое помещение было предоставлено истцу, в связи с пожаром жилого "адрес". Жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании решения Мэрии г. Новосибирска.
15.04.2015 года Т.Ф. обратилась в администрацию Октябрьского района, г. Новосибирска с заявлением о принятии ее и члена ее семьи А.М. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
По результатам рассмотрения указанного заявления главой администрации Октябрьского района г. Новосибирска был издан Приказ N от 08.05.2015 года о признании нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и постановки ее на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Состав семьи 2 человека: заявитель, дочь - А.М., учетный N.
16.07.2015 года Т.Ф. обратилась в администрацию Октябрьского района, г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма согласно ст. 57 ч.2 п.1 ЖК РФ, поскольку они с дочерью А.М. признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а "адрес" признан межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу администрации Октябрьского района, г. Новосибирска от 30.07.2015 года на данное обращение, в соответствии с письмом управления по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска от 17.06.2015 года, в многоквартирном жилом "адрес", все жилые помещения находятся в частной собственности, поэтому Мэрия г. Новосибирска не имеет законных оснований для распоряжения данным имуществом (расселение и снос) и использование бюджета города на его расселение.
На основании постановления Мэрии, г. Новосибирска от 26.11.2004 года N, распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Новосибирской области от 24.01.2005 года N-р, акта приема-передачи от 23.07.2008 года в муниципальную собственность были переданы жилые помещения N в 2-хэтажном 8-ми квартирном доме по адресу: "адрес". На жилое помещение N по "адрес", решением Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от 03.07.2009 года признано право собственности за Т.Ф. в порядке приватизации и оно исключено из реестра муниципального имущества. Все жилые помещения в многоквартирном "адрес" находятся в собственности граждан: жилые помещения N по договорам приватизации через собственность РФ, жилые помещения N на основании решений Октябрьского районного суда г. Новосибирска, что подтверждается ответом МКУ города Новосибирска от 22.09.2015 года.
Согласно ответу Управления по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска от 14.10.2015 года N все жилые помещения "адрес" находятся в частной собственности. Жилых помещений, находящихся в собственности города, в данном доме не имеется. "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу по признанию муниципальных помещений города Новосибирска жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим или реконструкции (при отсутствии у межведомственной полномочий по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания). "адрес" не может быть расселен в рамках реализации на территории города Новосибирска Федерального закона от 21.07.2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (подлежат расселению дома признанные аварийными в срок до 01.01.2012 года) и ведомственной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов признанных до 31.12.2012 года аварийными и подлежащими сносу (ветхими и непригодными для проживания) и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства". В соответствии со ст. 32 ЖК РФ изъятие земельного участка и жилых помещений "адрес" для муниципальных нужд орган местного самоуправления осуществлять не планирует.
При таких обстоятельствах суд посчитал, что в силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания жилого помещения, по договору социального найма во внеочередном порядке, так как принадлежащее ему жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания.
Суд также посчитал, что то обстоятельство, что истец является собственником жилого помещения, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, так как законодатель не связывает обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания с конкретным правом, на основании которого гражданину принадлежит жилое помещение.
Согласно п.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Поскольку предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ носит компенсационный характер, суд решил, что истцу должно быть выделено жилое помещение, равнозначное по размеру занимаемому жилью, отвечающее санитарным и техническим нормам и в черте г. Новосибирска.
При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Так как иное толкование п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В связи с чем, суд не принял доводы Мэрии г. Новосибирска о том, что "адрес" не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда во внимание, так как ответчиком длительное время не принимаются меры к обеспечению жилищных прав истца в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.
При этом право истца на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от длительного не исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей. Отсутствие у органа местного самоуправления жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, также не может служить основанием для отказа в реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Суд также не принял доводы Мэрии г. Новосибирска, что заключение межведомственной комиссии о признании "адрес" аварийным составлено при отсутствии у комиссии соответствующих полномочий. Поскольку действие настоящего положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N47, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории г. Новосибирска.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п.38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения не пригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно материалов дела, истец отселен в помещение специализированного (маневренного) фонда Мэрии г. Новосибирска для временного проживания.
Встречных исковых требований ответчик - Мэрия г. Новосибирска к Т.Ф. в порядке ст. 32 ЖК РФ не заявила.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Т.Ф. к Мэрии г. Новосибирска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2.13 "Положения об администрации района (округа по районам) города Новосибирска", утвержденного решением городского Совета депутатов города Новосибирска от 22.02.2006 года N207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска" к полномочиям администрации отнесено ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учета заявлений граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования города Новосибирска в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Ввиду чего суд решил, что исковые требования Т.Ф. к администрации Октябрьского района г. Новосибирска удовлетворению не подлежат, поскольку к полномочиям администрации района не относится представление истцу жилого помещения при изложенных выше обстоятельствах.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, т.к. они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям норм материального, процессуального права. А доводы апелляционной жалобы мэрии г. Новосибирска не могут служить основанием для отмены правильного по сущестиву решения, поскольку все они уже были предметом исследования и оснований для иной их оценки не имеется, либо основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, мэрия г. Новосибирска и Т.Ф. не лишены права обратиться в суд постановивший решение за разъяснением, какое именно жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма семье Т.Ф..
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от "20 октября 2015 года" в пределах доводов апелляционной жалобы - оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г. Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.