Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Никитиной Г.Н., Петруниной И.Н.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 января 2016 г. дело по апелляционной жалобе Сорока Светланы Ивановны на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 октября 2015г., которым Сорока С.И., Сорока А.О. в удовлетворении исковых требований к начальнику 2 отдела ФГКУ "Центральное Региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании решения незаконным, признании нуждающимися в жилых помещениях отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения Сорока С.И., представителя Сорока С.И. - Иванова В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя 2 отдела ФГКУ "Центральное Региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Осинцевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Сорока С.И. и Сорока А.О. обратились в суд с заявлением о признании неправомерным решения начальника 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 3-6).
В обоснование заявления указали, что она является вдовой военнослужащего по контракту Минобороны РФ майора С.О.Ю., умершего 20.11.2000г.
25.06.2015г. ею был получен вышеуказанный отказ на заявление о принятии ее и ее сына на учет нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма.
Отказ мотивирован тем, что продолжительность службы не достигла 20 лет и более, при этом, несмотря на продолжительность военной службы, превысившей 10 лет, отсутствует юридически значимое обстоятельство как увольнение военнослужащего с военной службы, в связи с чем, в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий не мог быть признан нуждающимся в получении жилых помещений по договору социального найма, Сорока А.О. членом семьи умершего военнослужащего не является, а у Сороки С.И. отсутствуют основания для постановки на учет и предоставлении жилой площади по договору социального найма.
Полагает, что согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, она и ее сын имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ее супругу проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ (СССР) с августа 1981г. В 1993г. он заключил первый контракт о прохождении военной службы.
В апреле 2000г. они прибыли для дальнейшего прохождения службы из Дальневосточного военного округа в селе Ярково Новосибирской области.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", считает, что ее супруг имел право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как им был заключен контракт в 1993г.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" Минобороны РФ обязано предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Ссылку в отказе на ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к ней и ее сыну не имеет отношения, так как в период службы в селе Ярково ее супруг жилым помещением по договору социального найма обеспечен не был.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Сорока С.И.
В апелляционной жалобе Сорока С.И. ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового об удовлетворении требований на том основании, что в законе прямо указано, что она имеет право на признание ее нуждающейся, поскольку супруг имел основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материалы права, не применен закон, подлежащий применению.
Ссылается в жалобе на п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих",
Полагает, что согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за членами семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Вывод суда о том, что ее супруг не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не относится к предмету спора по гражданскому делу, поскольку он не планировал увольняться с военной службы и не достиг возраста 42 лет (3 лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе), указанные основания были предусмотрены приказом МО РФ N 80 от 15.02.200г., который в настоящее время отменен.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац 1).
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзацы 4 - 6).
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12).
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац 13).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент смерти военнослужащего) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, содержание названных законодательных норм указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставилось приобретение С.О.Ю., права на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, являлись нуждаемость в жилом помещении, наличие общей продолжительности военной службы более 10 лет, увольнение со службы по определенным в законе основаниям и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти военнослужащего).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сорока С.И. является вдовой С.О.Ю., проходившего в звании майора 74 гвардейского танкового полка 85 мотострелковой дивизии, умершего число/месяц/.2000 года от общего переохлаждения организма в результате несчастного случая.
Выслуга лет С.О.Ю. в Вооруженных силах Российской Федерации на момент смерти составила 19 лет 03 месяца. Имел состав семьи - жена С.Т.А. (брак расторгнут в 1992 году), дочь Е., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, жена Сорока С.И..
25 мая 2015 года Сорока С.Т. обратилась во 2-й отдел ФГКУ "Центральное Региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии ее и ее сына Сорока А.О. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как вдовы военнослужащего.
Решением начальника 2-го отдела ФГКУ "Центральное Региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25.06.2015 г. N отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи два человека, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Районный суд, установив, что С.О.Ю. во время прохождения военной службы не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, а заявителем были представлены документы, не подтверждающие право Сорока С.И. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пришел к выводу о законности оспариваемого решения, отсутствии правовых оснований для признания Сорока С.И. и Сорока А.О. нуждающимися в жилых помещениях по линии Министерства обороны и удовлетворения требований.
При этом суд исходил из того, что до момента смерти военнослужащего С.О.Ю., ни он, ни члены его семьи не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в войсковой части 78702, поскольку факт нуждаемости в жилье подтверждается заявлением лица (рапортом военнослужащего) о постановке на учет, решением уполномоченного органа о постановке на учет, выпиской из единого реестра, а также документами, указывающими на наличие оснований, отраженных в ст. 51 ЖК РФ. Данные документы не были представлены суду.
Истцами не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что С.О.Ю. обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части. Также истцами не представлены доказательства того, что С.О.Ю. обращался в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Между тем, признание военнослужащих нуждающимися в предоставлении жилого помещения носит заявительный характер.
Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они сделаны на основании анализа федерального законодательства, приведенного в решении.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка, а потому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения районным судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 октября 2015г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорока Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.