Судебная коллегия по административным делам
Новосибирского областного суда
в составе:
Председательствующего Галиной В.А.,
Судей Никитиной Г.Н., Кошелевой А.П.
При секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Благодатского сельсовета Карасукского района Новосибирской области на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 13 октября 2015 года по административному иску прокурора Карасукского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благодатского сельсовета Карасукского района о признании незаконным бездействия администрации Благодатского сельсовета Карасукского района по не обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района, возложении обязанности обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района.
Заслушав доклад судьи областного суда Кошелевой А.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор Карасукского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благодатского сельсовета Карасукского района с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Благодатского сельсовета Карасукского района по не обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района. Обязать администрацию муниципального образования Благодатского сельсовета Карасукского района в срок до 01.09.2016 обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на территории с.Шилово-Курья Карасукского района
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Карасукского района проведена проверка соблюдения администрацией Благодатского сельсовета законодательства о пожарной безопасности на территории с. Шилово-Курья по результатам которой установлено следующее. 27.08.2013 отделом надзорной деятельности по Карасукскому району проведена проверка исправности пожарных гидрантов на территории с. Шилово-Курья, в ходе которой инспектором ОНД по Карасукскому району установлено, что на территории с.Шилово-Курья имеются неисправные пожарные гидранты по "адрес". По результатам проверки инспектором внесено предписание директору ЗАО "Шилово-Курьинское" об устранении нарушении законодательства о пожарной безопасности, поскольку водопровод на территории с. Шилово-Курья состоит на балансе организации. В связи с неисполнением указанного предписания в отношении директора ЗАО "Шилово-Курьинское" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Карасукского района от 17.09.2014 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ЗАО "Шилово-Курьинское" прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава, поскольку пожарные гидранты не состоят на балансе ЗАО "Шилово-Курьинское", в связи, с чем директор не является лицом, обязанным отвечать за их исправность. Указанное постановление вступило в законную силу.
Глава администрации Благодатского сельсовета Карасукского района Новосибирской области Мамаев Л.И. в своем объяснении от 25.06.2015 пояснил, что администрацией сельсовета пожарные гидранты на баланс не принимались, но ежегодно проводятся проверки работоспособности пожарных гидрантов. По результатам последней проверки установлено, что на территории с.Шилово-Курья имеется 15 гидрантов из которых только 4 в исправном состоянии. Пожарные гидранты списаны с баланса ЗАО "Шилово-Курьинское".
На настоящий момент на территории с.Шилово-Курья отсутствует организация, обслуживающая пожарные гидранты, которые, в свою очередь, находятся в неисправном состоянии. В нарушение ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N администрацией Благодатского сельсовета не исполняется обязанность по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с.Шилово-Курья.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 13 октября 2015 года исковые требования прокурора Карасукского района Новосибирской области удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Благодатского сельсовета Карасукского района по не обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района, возложена обязанность на администрацию муниципального образования Благодатского сельсовета Карасукского района в срок до 01.09.2016 обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на территории с.Шилово-Курья Карасукского района.
С указанным решением не согласилась администрация Благодатского сельсовета Карасукского района Новосибирской области. В апелляционной жалобе просит решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 13 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование требований жалобы указывает, что на территории с. Шилово-Курья должно иметься противопожарное водоснабжение, объединенное с хозяйственно-питьевым водопроводом, так как на территории села другого водоснабжения нет.
В с. Шилово-Курья водопровод построен примерно 1977 году, в тоже время в водопроводную сеть были установлены пожарные гидранты в количестве 15 штук. Собственником указанных гидрантов, как и водопровода в целом, являлся колхоз "Вперед к коммунизму", правопреемником которого в 1992 году стало ЗАО "Шилово-Курьинское", которое в настоящее время также является собственником вышеуказанной водопроводной сети. Водопроводные сети и пожарные гидранты на балансе муниципального образования Благодатский сельсовет Карасукского района Новосибирской области не числятся.
Водопроводная сеть в силу ст. 134 ГК РФ является сложной вещью, следовательно, использовать пожарные гидранты отдельно от водопроводной сети не представляется возможным.
Считает, что справка о том, что на балансе хозяйства пожарные гидранты не числятся и списаны в 2000 году в связи с окончанием эксплуатационного срока, предоставленная ЗАО "Шилово-Курьинское", противоречит нормам гражданского законодательства, а именно ст. 236 ГК РФ. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Полагает, что пожарный гидрант, расположенный на эксплуатируемой организацией водопроводной сети, является принадлежностью главной вещи, которая в силу ст. 135 ГК РФ следует ее судьбе. Таким образом, пожарный гидрант, входящий в систему сооружений и устройств водопроводной сети, находится в собственности того лица, которому принадлежит водопроводная сеть, то есть также находятся в собственности предприятия.
Помощник прокурора Трифонова М.К. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась.
В судебное заседание представители Администрации Благодатского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, заинтересованных лиц ЗАО "Шилово-Курьинское", Отдела надзорной деятельности по Карасукскому району НСО, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель административного ответчика направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Признавая бездействие администрации Благодатского сельсовета Карасукского района незаконным и возлагая на ответчика обязанность обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района, суд первой инстанции исходил из положений п.19 ч.1, ч.3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" ст. 6 ч.4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, Правил противопожарного режима в РФ, и пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья лежит на администрации Благодатского сельсовета Карасукского района. При этом, суд также указал, что доказательств принадлежности ЗАО "Шилово-Курьинское" на праве собственности или ином законном основании пожарных гидрантов ответчик суду не представил, указанные в иске обстоятельства не оспорил.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам права. Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
На основании ст. 14 ч.1 п.9, ч.3 ФЗ РФ N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу положений ст. 3 ФЗ РФ N 69 ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 10 ФЗ РФ N 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу положений ст. 19 ФЗ РФ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из статьи 6 ФЗ РФ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 63 ФЗ РФ N 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу положений ст. 68 ФЗ РФ N 123-ФЗ, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как следует из Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Из письменных объяснений главы МО Благодатский сельсовет следует, что в селе Шилово-Курья пожарные гидранты в количестве 15 штук были установлены в одно и то же время при строительстве водопровода примерно в 1977 году. Собственником водопровода в целом и пожарных гидрантов являлся колхоз "Вперед к коммунизму", правопреемником которого стало ЗАО "Шилово-Курьинское" в 1992 году. В администрацию информации о списании пожарных гидрантов с баланса указанного предприятия не поступало. На балансе сельсовета пожарные гидранты не числятся и на баланс они не принимались. Администрацией Благодатского сельсовета с участием представителя ЗАО "Шилово-Курьинское" ежегодно проводились проверки состояния исправности гидрантов. По результатам проверки в 2014 году было установлено, что из 15 пожарных гидрантов исправны только 4. В текущем (2015) году директор ЗАО "Шилово-Курьинское" сообщил, что не будет выделять специалистов для проверки гидрантов, так как в хозяйстве они не числятся.
Указанными письменными объяснениями главы сельсовета, а также предписаниями NN 70/1/1, 86/1/1 от 01.09.2014, 27.08.2013, выданными ЗАО "Шилово-Курьинское", подтвержден и не опровергнут другими доказательствами факт не исправного состояния пожарных гидрантов на территории сельского поселения.
Согласно справке ЗАО "Шилово-Курьинское" на балансе хозяйства пожарные гидранты не числятся. Пожарные гидранты списаны в 2000 году в связи с окончанием эксплуатационного срока. Эти же обстоятельства установлены постановлением мирового судьи от 17.09.2014, ступившим в законную силу.
Из совокупного содержания приведенных выше положений законодательства РФ следует, что лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления. В иске заявлено о бездействии, выразившимся в не обеспечении надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории села. Пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона, в том числе путем обеспечения на территории сельского поселения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В связи с этим, независимо от факта нахождения или не нахождения пожарных гидрантов на балансе ответственной организации или органа местного самоуправления, в силу закона обязанным по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории с. Шилово-Курья Карасукского района является административный ответчик как орган местного самоуправления. При этом, исходя из заявленных требований, ответчику предоставлено право выбора способа обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пожарные гидранты являются частью водопроводной системы села, находящейся в собственности ЗАО "Шилово-Курьинское", и не приняты на баланс органа местного самоуправления, что ЗАО "Шилово-Курьинское" не известило орган местного самоуправления об отказе от своего права собственности на пожарные гидранты, что пожарный гидрант является принадлежностью главной вещи - водопроводной сети, по существу не имеют правового значения для разрешения заявленного спора, поскольку эти обстоятельства не снимают с ответчика установленной законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания в исправном состоянии источников противопожарного водоснабжения на территории села. В силу закона (ст. 68 ФЗ РФ N 123-ФЗ) именно органом местного самоуправления должно быть обеспечено наличие на территории сельского поселения исправных источников противопожарного водоснабжения, что ответчиком не выполнено.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Благодатского сельсовета Карасукского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.