Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В., судей Гулевой Г.В., Маслова Д.А., при секретаре судебного заседания Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" Чуприной Е.П. на решение Онежского городского суда Архангельской области от 30 ноября 2015 г., которым постановлено:
"иск Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район", муниципальному предприятию "Токман" муниципального образования "Онежский муниципальный район" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание аптеки - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Онежский муниципальный район" в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание аптеки N Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", расположенной по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями.
Обязать муниципальное предприятие "Токман" муниципального образования "Онежский муниципальный район" в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание аптеки N Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", расположенной по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями.
Взыскать с муниципального предприятия "Токман" муниципального образования "Онежский муниципальный район" в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.".
Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Онежский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, к администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - администрация МО "Онежский муниципальный район"), муниципальному предприятию "Токман" муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - МП "Токман"), просил обязать администрацию МО "Онежский муниципальный район" в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание аптеки N Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", расположенное по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями; обязать МП "Токман" в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в указанное здание аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями. В обоснование заявленных требований указал, что Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам, а также соблюдения их прав на получение образования, в ходе которой установлено, что при входном узле в здание аптеки N филиала Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", находящееся по указанному адресу, расположена лестница из шести ступеней, специальные приспособления для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, настилы, рельсы) отсутствуют. Указанный объект передан отделом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации МО "Онежский муниципальный район" на праве аренды Государственному унитарному предприятию Архангельской области "Фармация" (далее - ГУП АО "Фармация"). Неисполнение требований закона по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.
Определением от 6 октября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Отдел муниципального имущества и земельных ресурсов" администрации МО "Онежский муниципальный район" (далее - МКУ "Отдел муниципального имущества и земельных ресурсов").
Определением от 23 октября 2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУП АО "Фармация" на надлежащего ответчика - МП "Токман"; ГУП АО "Фармация" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании помощник прокурора Яковлева В.А., ссылаясь на изложенные в иске доводы, просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО "Онежский муниципальный район" Чуприна Е.П. просила отказать в удовлетворении требований к администрации МО "Онежский муниципальный район" по тем основаниям, что спорное здание передано в хозяйственное ведение МП "Токман", законодательство Российской Федерации в данной сфере не указывает конкретный способ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки. Согласно условиям договора о передаче имущества в хозяйственное ведение здания аптеки МП "Токман" обязано проводить его капитальный ремонт.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МП "Токман", который ранее в судебном заседании заявленные требования не признал. Полагал, что ответчиком по настоящему делу должно быть ГУП АО "Фармация", поскольку оно занимается деятельностью в спорном здании. МП "Токман" платит администрации МО "Онежский муниципальный район" ежегодно 30% от получаемой прибыли.
В отзыве представитель ГУП АО "Фармация" указал, что оборудование специальных средств и приспособлений, обеспечивающих свободный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, осуществляется за счет средств собственника. ГУП АО "Фармация" не является собственником помещений в здании аптеки и в силу договора аренды не имеет права на проведение перепланировок и компенсацию расходов на неотделимые улучшения.
Суд постановилуказанное решение, с которым в части возложения на администрацию МО "Онежский муниципальный район" обязанности финансировать работы по оборудованию входа в здание аптеки не согласился её представитель. В апелляционной жалобе указывает, что, поскольку в силу закона обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возлагается непосредственно на организации независимо от их организационно-правовой формы, обязанность по финансированию проведения работ также должна быть возложена на МП "Токман" и ГУП АО "Фармация". Указанные организации являются коммерческими, основная цель их деятельности - извлечение прибыли, источниками формирования их имущества являются, в том числе, доходы от деятельности, что указывает на реальную возможность исполнения данными организациями обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп граждан к объекту социальной инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу Онежский межрайонный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав прокурора Коваль Д.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что нежилое помещение, занятое аптекой N, расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ сдано в аренду ГУП АО "Фармация". Здание, в котором расположена аптека, передано собственником - МО "Онежский муниципальный район" в хозяйственное ведение МП "Токман", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Указанный объект является объектом социального обслуживания населения.
Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в частности вход в аптеку N не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Разрешая настоящее дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что помещение аптеки является объектом социальной инфраструктуры, однако в нарушение требований действующего законодательства условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение не созданы, чем нарушены права данной категории лиц.
Судебная коллегия находит такой вывод суда в отношении ответчика МП "Токман" правильным, основанным на обстоятельствах дела и требованиях материального закона, регулирующих спорные правоотношения, вместе с тем полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, как указано в части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений статьи 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения данной правовой нормы не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона Архангельской области от 29 ноября 2005 г. N 119-7-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области", которая закрепляет, что объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Учитывая, что МП "Токман" владеет помещением аптеки, являющимся объектом социальной инфраструктуры, на праве хозяйственного ведения, а также относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение в целях реализации ими права на получения услуг, то соответственно вопросы ремонта, в том числе и оборудования специальных приспособлений для беспрепятственного доступа данной категории лиц, входят в его компетенцию.
При этом оборудование входа, ведущего в помещение аптеки пандусом или иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение за счет собственных средств, не приведет само по себе к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, то есть превышения объема прав ответчика, установленных положениями статьи 294 ГК РФ, не произойдет.
Согласно уставу МП "Токман" является коммерческой организацией, целями его деятельности являются, в том числе, оказание населению платных услуг, оптовая и розничная торговля, коммерческая деятельность. Источниками формирования имущества предприятия являются, в том числе, доходы от его деятельности. Это указывает на реальную возможность исполнения обязанности по организации МП "Токман" оборудования входа в здание аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Возложение обязанности финансировать проведение указанных работ на администрацию МО "Онежский муниципальный район" в данном случае необоснованно.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения требований к администрации МО "Онежский муниципальный район" подлежит отмене.
В остальной части оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 30 ноября 2015 г. отменить в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования "Онежский муниципальный район" обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание аптеки N Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", расположенной по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями.
В указанной части принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д. в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Онежский муниципальный район" в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание аптеки N Государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация", расположенной по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом с разворотной площадкой и поручнями.
В остальной части решение Онежского городского суда Архангельской области от 30 ноября 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Г.В. Гулева
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.