Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.
судей Хомяковой М.Е., Курлаевой Л.И.
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокоулина Сергея Алексеевича к администрации г. Орла, Департаменту финансов Орловской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департаменту строительства, топливно - энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации Урицкого района Орловской области о признании статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, признании права на обеспечение жилым помещением, о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Кокоулина Сергея Алексеевича на решение Советского районного суда г.Орла от 10 ноября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Кокоулина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение представителя администрации г. Орла Карасевой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кокоулин С.А. обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в сфере образования, защиты прав несовершеннолетних, Департаменту финансов Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании права на обеспечение жилым помещением.
Исковые требования мотивированы тем, что он по заявлению матери от 17.09.1992 был помещен в Нарышкинскую школу-интернат для сирот, где был прописан с 03.10.1995 до 04.02.1998. С этого времени мать отношения с ним не поддерживала и фактически о нем не заботилась. Жилое помещение за ним не закреплялось. С 02.09.1996 по 06.07.1999 обучался в ПУ N г. Орла и фактически проживал в общежитии при училище, обучаясь по очной форме обучения, находился на полном государственном обеспечении.
По окончании учебного заведения устроился на работу в ЗАО "Жилстрой". В 2000 году работодатель предоставил ему койко-место в общежитии, где он зарегистрирован по настоящее время. Собственником жилых помещений в Орле он не является. В настоящее время проживает у супруги.
Ссылается на то, что только в 2015году узнал о том, что имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Мать в отношении него не была лишена родительских прав. При нахождении в государственных учреждениях на обучении не решался вопрос об определении его статуса, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Полагает, что государственные учреждения, на попечении которых он находился не исполнили свои обязанности по защите его прав и интересов, поскольку не разъяснили ему права о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Органы опеки и попечительства не обратились в суд с заявлением о лишении его матери родительских прав, хотя мать фактически уклонялась от его воспитания, не заботилась о нем и не содержала его.
Считает, что он не может нести ответственность за бездействие должностных лиц, так как в то время являлся несовершеннолетним и самостоятельно не мог обратиться в суд с иском о лишении родительских прав матери.
До достижения им 23-летнего возраста самостоятельно не обращался в администрацию г. Орла с заявлением о постановке его на учет для получения жилья, поскольку не знал, что он обладает этим правом.
Поскольку он фактически был лишен родительского попечения, находился на полном обеспечении, ему должны были предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. По независящим от него причинам интересы его не были защищены, а право не реализовано.
В 2015 году обратился с заявлением о постановке на учет, однако ему было отказано.
По указанным основаниям, с учетом уточненных требований, КокоулинС.А. просил суд установить ему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, признать за ним право на постановку на учет и право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Орловской области от 06.12.2007г. N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию г.Орла предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью на одного человека в размере 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Урицкого района Орловской области, произведена замена ответчика Департамента образования и молодежной политики Орловской области в сфере образования, защиты прав несовершеннолетних на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановилуказанное выше решение.
Кокоулин С.А. не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Считает, что суд не дал оценки всем представленным и исследованным доказательствам, неверно определилюридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применил нормы процессуального и материального права, выводы суда построены на предположениях, являются формальными, не основаны на собранных по делу доказательствах.
Указывает на то, что суд не установилна основании какой нормы права он обучался на полном государственном обеспечении, почему 04.02.1998 был выписан из Нарышкинской школы-интерната и прописан до 26.06.2000 по адресу "адрес".
Ссылается на то, что суд не проверил, направлялись ли администрацией школы-интерната сведения о его нуждаемости в жилье, имеются ли сведения об информировании и разъяснении ему прав на получения жилого помещения.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с положениями ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении обладают малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 N 5/058-ГС "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В новой редакции ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, следует, что несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам необходимо учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что КокоулинС.А., "дата" года рождения по заявлению матери был принят в КОУ ОО "Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где являлся воспитанником с 17.09.1992 по 20.06.1996 (л.д.17,20).
20.06.1996 Кокоулин С.А. из указанной школы выбыл в ПУ N г.Орла (л.д.21).
Согласно справки департамента образования Орловской области от 15.06.2015 Кокоулин С.А. в СПТУ N г. Орла обучался с 02.09.1996 по 06.07.1999 по очной форме обучения, и находился на полном государственном обеспечении, проживал в общежитии по адресу: "адрес" (л.д. 22, 24).
Из справки администрации Котовского сельского поселения N от 18.07.2015 усматривается, что Кокоулин С.А. с 20.04.1998 по 29.05.2000 был зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.25).
Справками ЗАО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление" N N от 28.05.2015 и УФМС России по Орловской области от 10.09.2015 установлено, что Кокоулин С.А. в настоящее время зарегистрирован месту жительства, по адресу: "адрес" (л.д.26).
Согласно сведениям, предоставленным ГУП ОО МР БТИ и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на территории г.Орла и Орловской области за Кокоулиным С.А. недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.40,44).
Родителями истца являются: мать ФИО1 и отец ФИО2 Данных о лишении в установленном законом порядке ФИО1, ФИО2 родительских прав в отношении Кокоулина С.А., а также об уклонении в воспитании истца в материалы дела не представлено.
Из справки отдела образования администрации Урицкого района Орловской области от 23.06.2015 видно, что Кокоулину С.А. статус ребенка, оставшегося без попечения родителей не устанавливался (л.д.32).
Согласно сообщению главы администрации пгт.Нарышкино N от 08.06.2015, КокоулинС.А. в орган местного самоуправления с заявлением по жилищному вопросу не обращался, в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д.33).
Впервые с заявлением в администрацию г.Орла о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление муниципального специализированного жилищного фонда Кокоулин С.А. обратился 15.06.2015, т.е. в возрасте 34 лет, однако заявление было возвращено в связи с предоставлением неполного пакета документов (л.д.119).
Доказательств того, что истец ранее обращался с заявлением в уполномоченный орган о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в материалы дела не представлено.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что настоящее время в связи с достижением истцом возраста старше 23 лет, его правовой статус не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании вышеизложенных норм федерального законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии основания в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявитель обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения 15.06.2015 в возрасте 34 лет, то есть на момент обращения с таким заявлением в соответствии с преамбулой вышеназванного закона, а также статьи 1 данного Закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Судебная коллегия считает, что выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции проанализировав действующее законодательство, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что по вине органов, на которые возложены полномочия по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не было своевременно реализовано право на получение жилого помещения, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку не подтверждается материалами дела.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, допущено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кокоулина Сергея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.