Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.
судей Лобанова В.В., Заривчацкой Т.А.
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела 08 февраля 2016 г. в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФГУП Почта России на решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 октября 2015 года, которым постановлено: Возложить обязанность на Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края, обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - помещению отделения почтовой связи N 4, расположенному по адресу: ****, в срок до 31 мая 2016 года, а именно:
установить знак "Помоги инвалиду" и кнопку вызова, оборудовать вход пандусом и поручнями,
выполнить покраску лестницы входа (первой и последней ступенек) в контрастный цвет,
привести в соответствие ширину проступи, которую следует принимать от 0,35 м. до 0,4м.,
обеспечить надлежащее состояние поверхности ступеней: устранить неровности на плитке при входе в отделение почтовой связи, в зимний период исполнять обязанность по своевременной уборке наледи при входе в отделение почтовой связи,
оборудовать входную площадку в соответствии с п. 5.1.3 СП и п.4 ч.2 Перечня, которая должна быть не менее 1,4м.*2.0 м. или 1,5м.* 1,85м.,
привести в соответствие высоту порога входной внутренней двери, которая не должна превышать 0,014м.,
привести в соответствие входную верь и входную внутреннюю дверь, которые должны иметь ширину в свету не менее 1,2м.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя ответчика ФГУП Почта России - Кузнецовой Д.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, помещению отделения почтовой связи N 4 -обособленного структурного подразделения филиала ФГУП "Почта России" УФПС Пермского края, расположенному по адресу: **** в г. Березники Пермского края, а именно: установить знак "Помоги инвалиду" и кнопку вызова, оборудовать вход пандусом и поручнями, выполнить покраску лестницы входа (первой и последней ступенек) в контрастный цвет, привести в соответствие ширину проступи, которую следует принимать от 0,35 м. до 0,4м., обеспечить надлежащее состояние поверхности ступеней: устранить неровности на плитке при входе в отделение почтовой связи, в зимний период исполнять обязанность по своевременной уборке наледи при входе в отделение почтовой связи, оборудовать входную площадку в соответствии с п. 5.1.3 СП и п.4 ч.2 Перечня, которая должна быть не менее 1,4м.х2,0 м. или 1,5м. х 1,85м., привести в соответствие высоту порога входной внутренней двери, которая не должна превышать 0,014м., привести в соответствие входную верь и входную внутреннюю дверь, которые должны иметь ширину в свету не менее 1,2м.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в здании отделения почтовой связи N 4, являющегося обособленным подразделением ФГУП "Почта России", допущены нарушения Свода Правил СНиП 59.133330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно: отсутствует пандус, а также иные альтернативные способы доступности маломобильных групп населения в отделение почтовой связи N 4, не установлен знак "Помоги инвалиду" и кнопка вызова, не выполнена покраска лестницы входа (первой и последней ступенек) в контрастный цвет, не соблюдена высота порога внутренней двери, не соблюден размер входной площадки, не соблюдена ширина проступни, не обеспечивается содержание в надлежащем состоянии поверхности ступеней, не соответствует ширина в свету. Названные нарушения препятствуют реализации прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивают беспрепятственный доступ людей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГУП Почта России просит решение суда отменить. В жалобе приводятся доводы о том, что судом необоснованно отклонен довод ответчика о том, что требования СНиП 35-01-2001 не распространяются на здание, расположенное по адресу: ****, поскольку в соответствии со СНиП доступность зданий для инвалидов обеспечивается посредством установленных обязательных технических норм, процедур контроля на стадии проектирования, строительства и капитального ремонта. В отношении спорного объекта ни один из процессов не ведется. Судом не дана оценка доводам ФГУП "Почта России" о доступности маломобильным гражданам услуг почтовой связи, при том, что инвалиды имеют реальную возможность вызвать на дом работника почтамта для предоставления индивидуальных услуг. Кроме того, на ФГУП "Почта России" не может быть возложена указанная обязанность, поскольку оно является федеральным государственным унитарным предприятием, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, и не является собственником объекта недвижимости. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое и несет в силу ст. 210 ГК РФ бремя его содержания.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика ФГУП Почта России - Кузнецовой Д.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, законность и обоснованность судебного решения проверяется исходя из доводов жалобы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ... организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии со ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004г. N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края", к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации.
Согласно ст. 4 названного Закона Пермской области, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: в том числе пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со "Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012" требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отделения почтовой связи являются объектами социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Как следует из материалов дела, помещением, расположенное в здании по адресу: **** владеет на праве хозяйственного ведения ФГУП Почта России, данное помещение используется в качестве отделения почтовой связи.
В настоящее время беспрепятственный доступ в указанное отделение почтовой связи инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечен, поскольку отсутствует пандус, а также иные альтернативные способы доступности маломобильных групп населения в отделение почтовой связи, не установлен знак "Помоги инвалиду" и кнопка вызова, не выполнена покраска лестницы входа (первой и последней ступенек) в контрастный цвет, не соблюдена высота порога внутренней двери, не соблюден размер входной площадки, не соблюдена ширина проступни, не обеспечивается содержание в надлежащем состоянии поверхности ступеней, не соответствует ширина в свету.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно посчитал, что указанные обстоятельства являются нарушением требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем возложил на ответчиков обязанность устранить имеющиеся нарушения, создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обязать в срок до 31 мая 2016 года провести мероприятия в указанном в решении объеме.
Доводы ФГУП "Почта России" о том, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" не является собственником здания, а имущество находится в федеральной собственности и используется на праве хозяйственного ведения, не опровергает выводов суда первой инстанции о возложении на Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к почтовому отделению связи г. Березники.
Принимая во внимание, что ФГУП "Почта России" владеет помещением, расположенными по адресу: **** на праве хозяйственного ведения, и использует его под отделение почтовой связи г. Березники, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, ФГУП "Почта России" обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг почтовой связи. При этом сами по себе мероприятия, обязанность выполнения которых возложена на ФГУП "Почта России", включающие установление знака "Помоги инвалиду" и кнопки вызова, оборудование входа пандусом и поручными, покраска лестницы, оборудование входной площадки и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объему прав ответчика, установленных положениями статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на доступность маломобильным гражданам услуг, оказываемых почтовым отделением, путем предоставления индивидуальных услуг, выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о создании объективно условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры. Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, по существу являются повторением позиции ответчика, высказанной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которая была предметом исследования суда первой инстанции и нашла отражение в решении суда, в связи с чем отмену обжалуемого решения не влекут.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 октября 2015 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФГУП Почта России, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Суди:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.