Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
с участием ФИО1. - защитника ФИО2. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующей на основании ордера N ... от 15 февраля 2016 года,
ФИО3. - ... отдела Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, действующего на основании доверенности руководителя Десяткиной Л.В. N ... от 18 января 2016 года,
в отсутствие ФИО4., извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу ФИО5. на решение судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2016 года, которым:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан Десяткиной Л.В. N ... от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Отдела ... ФИО6 оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Башкортостан) Десяткиной Л.В. N ... от 24 ноября 2015 года начальник Отдела ... (далее - Отдел ... ) ФИО7. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 01 декабря 2010 г. N 157н, выразившееся в принятии Отделом ... бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" в размере ... рублей, из них ... рублей по расчетам с МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан за отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде (л.д.8-12).
Не соглашаясь с постановлением должностного лица о назначении наказания N ... от 24 ноября 2015 года, ФИО8. обжаловал его в суд, предлагая отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Его действия не создавали существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозы экономическому развитию. Также, не отрицая совершение правонарушения, в обоснование указывается, что принятие бюджетного обязательства сверх утвержденного лимита по объективным причинам, в связи с необходимостью обеспечения нормальной работы отдела, не может повлечь ответственность по статье 15.15.10 КоАП РФ.
Судьей Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан 13 января 2016 года вынесено решение об оставлении жалобы без удовлетворения (л.д.105).
Не соглашаясь с решением судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2016 года, ФИО9. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения, обосновывая теми же доводами.
Изучив материалы дела, выслушав защитника ФИО10. - ФИО11., поддержавшую доводы жалобы, свидетеля ФИО12., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в число бюджетных полномочий получателя бюджетных средств входит принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
В силу части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, подлежит отражению в бюджетном учете.
Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N157н (далее - Инструкция N157н), и Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N162н от 06 декабря 2010 года "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N162н).
Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
В качестве субъектов административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ, могут выступать только должностные лица.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в Отделе ... за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2014 года установлен факт принятия Отделом ... бюджетных обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2014 году, по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" (Гл. 188, РП 0302, ЦС 0840049, ВР 244) в общей сумме ... рублей.
Согласно бюджетной смете на 2014 год предусмотрено на оплату услуг отопления ... рублей, начисленные расходы составили ... рублей.
Согласно учетным данным Отдела ... (регистры по счету 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам", главная книга, оборотно-сальдовые ведомости за 2014 год) по состоянию на 31 декабря 2014 года числится кредиторская задолженность в общей сумме ... рублей, из них в сумме ... рублей по расчетам с МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан за отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде.
Проверкой обоснованности образования кредиторской задолженности по расчетам с МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан установлено следующее:
Отделом ... с МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде заключено 2 государственных контракта N ... (на 2014-2016 г.г.) от 31 декабря 2013 года на сумму ... рублей, в том числе на 2014 год в сумме ... рублей и N ... от 11 декабря 2014 года на сумму ... рублей.
Государственный контракт N ... (на 2014-2016 г.г.) от 31 декабря 2013 года на основании соглашения о расторжении N ... от 02 апреля 2014 года расторгнут в связи с отсутствием (отзывом) лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2014 году на плановый период 2015-2016 годов в соответствии бюджетным законодательством. В рамках указанного государственного контракта оказано услуг за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года на общую сумму ... рублей. Указанные обязательства образовались на основании предъявленных МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан и принятых Отделом ... к учету актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N ... от 24 января 2014 года, N ... от 21 февраля 2014 года, N ... от 20 марта 2014 года на общую сумму ... рублей. Оплата за оказанные услуги за этот же период произведена в общей сумме ... рублей. По состоянию на 01 апреля 2014 года образовалась кредиторская задолженность в сумме ... рублей.
Отделом ... направлено гарантийное письмо за N ... от 31 марта 2014 года в адрес руководителя MУП " ... " муниципального района ... район Республик Башкортостан с предложением из-за отсутствия лимитов бюджетных обязательств и финансирования на оплату расходов по теплоэнергии не прекращать обеспечение административных зданий Отдела ... , расположенных по адресу: ... , тепловой энергией и гарантиях об оплате суммы задолженности по мере доведения лимитов со стороны ... по РБ.
На основании гарантийного письма МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан с 01 апреля по 30 ноября 2014 года оказал услуги на сумму ... рублей. Указанные обязательства образовались на основании предъявленных МУП " ... " муниципальное района ... район Республики Башкортостан и принятых Отделом ... к учету актов сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг) N ... от 22 апреля 2014 года, N ... от 21 мая 2014 года, N ... от 27 октября 2014 года, N ... от 24 ноября 2014 года. По состоянию на 01 декабря 2014 года образовалась кредиторская задолженность в сумме ... рублей.
Расходным расписанием N ... от 21 ноября 2014 года Отделу ... доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" в сумме ... рублей. Согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета на 2014 год от 21 ноября 2014 года указанные лимиты доведены на оплату услуг отопления.
В рамках государственного контракта N ... от 11 декабря 2014 года оказано услуг за период с 01 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года на сумму ... рублей. Указанные обязательства образовались на основании предъявленного МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан и принятого Отделом ... к учету акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N ... от 24 декабря 2014 года на сумму ... рублей. Оплата за оказанные услуги произведена в общей сумме ... рублей.
Всего МУП " ... " муниципального района ... район Республики Башкортостан оказано услуг в 2014 году на сумму ... рублей.
Выделение лимитов бюджетных обязательств на 2015 год произведено 30 декабря 2014 года в соответствии с расходным расписанием от 30 декабря 2014 года N ... в сумме ... рублей, в том числе по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" (Гл. 188, РП 0302, ЦС 0840049, ВР 244) в сумме ... рублей. Расходным расписанием от 30 декабря 2014 года N ... обозначено, что дата введения в действие данного расписания - 01 января 2015 года.
Таким образом, Отделом ... в лице начальника ФИО13. при полном освоении лимитов бюджетных обязательств на оплату отпущенной и потребленной тепловой энергии в горячей воде на 2014 год образовалась кредиторская задолженность за отпущенную и потребленную тепловую энергию в горячей воде в сумме ... рублей, отраженная в разделе 2 Отчета о принятых бюджетных обязательствах в счет лимитов бюджетных обязательств 2015 года (ф. 0503128), которая погашена за счет средств, выделенных на эти цели 30 декабря 2014 года лимитов бюджетных обязательств на 2015 год.
В данном случае факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями ФИО14. при составлении протокола об административном правонарушении (л.д.56), и не опровергнут заявителем.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На должность начальника Отдела ... ФИО15. назначен с 05 июня 2014 года приказом Министра ... по Республике Башкортостан от 09 июня 2014 года N ... (оборот л.д.57).
В соответствии с Положением об Отделе, утвержденным приказом ... по Республике Башкортостан от 28 июня 2011 г. N ... , начальник Отдела ... обладает правом первой подписи финансовых документов, правом заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает эффективное использование бюджетных ассигнований (л.д.101).
Таким образом, фактические обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей начальником Отдела ... ФИО16., связанные с тем, что им не осуществлялся должный контроль и не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств, установлены правильно.
Вина ФИО17. в совершении вмененного правонарушения материалами дела установлена. Юридическая оценка его действиям по статье 15.15.10 КоАП РФ дана правильная. Наказание отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ и назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, в том числе с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, на которые имеется ссылка в жалобе. Оснований к назначению наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, не имеется.
Правонарушение малозначительным признать оснований не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к соблюдению положений Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно принятия и исполнения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 01 декабря 2010 года N 157н.
Доводы о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости, обоснованными приняты быть не могут, обстоятельств, свидетельствующих о крайней необходимости превышения лимитов бюджетных обязательств, не имеется.
Порядок привлечения к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен 03 ноября 2015 года, постановление вынесено 24 ноября 2015 года с участием ФИО18. Жалоба судом рассмотрена в отсутствие ФИО19., извещенного надлежащим образом (л.д.16), что не оспаривается.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи межрайонного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2016 года об оставлении без изменения постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан Десяткиной Л.В. N ... от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Отдела ... ФИО20 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Ярмиев Т.Н.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.