Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Нурисламовой Э.Р., Якуповой Н.Н.,
при секретаре Алексеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
обязать Администрацию ГО г. Уфы РБ заключить с ФИО1 договор передачи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... м., расположенный по адресу: РБ адрес, в собственность за плату.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор передачи земельного участка в собственность за плату. В обоснование своих требований указала, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, площадью ... кв. м по адресу: адрес. На ее обращение в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, был получен ответ, что предоставление данного земельного участка в собственность бесплатно не представляется возможным, так как указанный земельный участок расположен в границах красных линий.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО3 просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером N ... , в собственность является правомочным, поскольку на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N32/15 от 23.12.2010г. испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Указанный земельный участок входит в состав территории, в отношении которой во исполнении муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы" Администрацией городского округа город Уфа принято Постановление N 4969 от 21.11.2012г. "О развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой Уфа-Затон, рекой Белой, в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан". Между Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ООО трест "Башграждансрой" заключен договор N ... от дата о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой УфаЗатон, рекой Белой, в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Кроме того испрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.08.2008 г. N7/4, входит в территориальную зону: "РБ, г.Уфа. Санитарно-защитные зоны от отдельно расположенных предприятий и групп предприятий реестровый N ... , индекс СЗ-О", в связи с чем в соответствии с ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ на данной территории не могут размещаться жилые дома. Согласно Правил землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.08.2008 г. N7/4 обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек, не входит в вид разрешенного использования земель специального назначения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес на основании Договора купли-продажи N ... от дата
Согласно кадастровому паспорту, испрашиваемый земельный участок, находящийся по адресу: адрес кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м., имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В 2015 году ФИО1 обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, на что был получен ответ, что предоставление данного земельного участка в собственность бесплатно не представляется возможным, так как указанный земельный участок расположен в границах красных линий.
Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: адрес происходит с 1949 года, что подтверждается архивной выпиской N ... от дата В настоящее время фактическое пользование земельным участком происходит в тех же границах, существующих и по настоящее время.
Согласно акту согласования границ землевладений - претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен находящийся в собственности истца жилой дом, земельный участок не ограничен в обороте, то он может быть предоставлен истцу в собственность за плату.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда на основании следующего.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В подп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельный участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В силу ст. 37 Земельного кодекса объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 1, 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Ссылка в апелляционной жалобе на Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N32/15 от 23.12.2010г. не может быть принята во внимание, поскольку оснований для применения ограничений при заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка не имеется, регистрация ограничений в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд не произведена.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Э.Р. Нурисламова
Н.Н. Якупова
Справка:
судья Гималетдинов А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.