Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Ериной Н.П.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Луданова Г.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия об установлении факта проживания в жилом помещении и понуждении предоставить ей меры социальной поддержки в связи с утратой имущества.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты". В результате паводка в апреле 2012 г. дом оказался затопленным. В апреле 2012 г. дом был осмотрен комиссией.
26 апреля 2012 г. и 28 апреля 2012 г. были составлены акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. В актах указано, что в результате подтопления вследствие подъема уровня паводковых вод имеются повреждения конструктивных элементов жилого дома, а также повреждено имущество: мягкая мебель, кровать. В заключении комиссии (акт от 26 апреля 2012 г.) указано, что размер единовременной материальной помощи должен составлять "данные изъяты" рублей. В заключении комиссии (акт от 28 апреля 2012 г.) указано, что размер финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества должен составлять "данные изъяты" рублей. Распоряжением главы Администрации Краснослободского городского поселения от 24 апреля 2012 г. N 9-р она была включена в списки собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 г. на оказание единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей.
Однако ей не оказана единовременная финансовая и материальная помощь, так как ответчиком было разъяснено, что выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены.
Считает данный отказ незаконным, поскольку имеет право на возмещение ущерба, причиненного ее имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Просила суд установить факт её проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты", и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей единовременную материальную помощь в сумме "данные изъяты" рублей и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в сумме "данные изъяты" рублей как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону ответчика привлечены: Администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 ноября 2015 г. исковые требования Лудановой Г.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с решением суда не согласно, просило его отменить, ссылается на то, что: суд первой инстанции не дал оценку ходатайству об истечении срока исковой давности, так как истица знала о нарушении её прав более трёх лет; не учёл установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений) процессуальный срок.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Луданова Г.В. просила решение районного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.112,113), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от представителя Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия Крыловой Ю.А. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, Луданова Г.В. возразила относительно неё.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Луданова Г.В. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: "данные изъяты".
Из пояснений истицы следует, что в апреле 2012 г. принадлежащий ей дом с надворными постройками находился в зоне стихийного бедствия, в зоне затопления (весеннего паводка).
Указанное обстоятельство подтверждается также актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г., и актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г., утвержденными Администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия 28 апреля 2012 г.
Администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Луданова Г.В. включена в список собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 г., на оказание единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей.
23 июня 2015 г. Луданова Г.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением по вопросу выплаты материальной помощи за ущерб, причиненный во время весеннего паводка 2012 г.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 23 июля 2015 г. N 10-5749-Г Лудановой Г.В. сообщено, что согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены. Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 г. N 43-4912- 22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимся единственным местом жительства и, согласно статьям 210 и 211 Гражданского Кодекса Российской Федерации, бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции установил, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживала Луданова Г.В., действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, истица частично утратила имущество первой необходимости, в связи с чем она имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - "данные изъяты" тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", Указом Главы Республики Мордовия N 82-УГ от 11 мая 2012 г. "О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия" постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия:
единовременную материальную помощь в сумме "данные изъяты" тыс. рублей на человека, но не более "данные изъяты" тыс. рублей на семью;
финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - "данные изъяты" тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - "данные изъяты" тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. N 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия (далее Порядок).
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с внесенными в данный Порядок изменениями от 2 июля 2012 г. правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия.
Учитывая, что факт проживания Лудановой Г.В. на момент чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: "данные изъяты", а равно факт нуждаемости истицы в финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости установлен, районный суд пришел к верному выводу о признании за истицей, пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, права на получение единовременной финансовой и материальной помощи за частично утраченное имущество.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выше выводами суда первой инстанции, поскольку судом установлены все обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Довод о том, что суд первой инстанции не дал оценку ходатайству об истечении срока исковой давности, так как истица знала о нарушении её прав более трёх лет, судом первой инстанции исследованы, и обоснованно отклонены.
Ошибочным признается и довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учёл установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений) процессуальный срок, так как истица обратилась в суд с требованиями об установлении факта проживания и понуждении предоставить меры социальной поддержки в связи с утратой имущества, а не с заявлением об оспаривании решений, действий государственного органа, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Более того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" главы 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 15 сентября 2015 г.
Судебная коллегия полагает, что поскольку в данном случае имеет место спор о праве на получение денежных средств, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского искового производства, тем самым суд первой инстанции верно применил нормы процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья- председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.