Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Тулегенова Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N--- по административному исковому заявлению "---" Шипиловой Л.Н. об оспаривании положений нормативного правового акта Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 11 августа 2010 года N 70,
установил:
решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район".
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Харабалинские вести" 26 августа 2010 года.
Согласно пункту 1 Приложения N1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельхозназначения" к указанному решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" базовая ставка арендной платы в год за пользование пашней составляет 45,9%.
Административный истец Шипилова Л.Н., являющаяся "---", обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия пункта 1 Приложения N 1 к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70.
Как указал административный истец, оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку принято в нарушение принципа экономической обоснованности. Ее права нарушаются тем, что орган местного самоуправления, не имея экономического обоснования, произвольно увеличил размер базовой ставки арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельхозназначения, в частности, за пользование пашней до 45,9 % от кадастровой стоимости земельного участка, тогда как она в силу договора аренды от 05 мая 2000 года является арендатором земель для сельскохозяйственного производства, в том числе орошаемых пашен, на 15 лет (пункт 1.2 договора), общая сумма ежегодной платы за арендованный земельный участок составляла однократную ставку земельного налога (пункт 2.1 договора).
В судебное заседание Шипилова Л.Н. не явилась, просила административный иск рассмотреть в ее отсутствие, настаивала на его удовлетворении.
Представитель административного истца Второв В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административного истца как сельхозпроизводителя, поскольку на основании принятых без экономического обоснования базовых ставок с него взыскиваются арендные платежи в завышенных размерах. Арбитражный суд, рассматривающий спор о взыскании арендных платежей, не может не применить эту базовую ставку, если она не отменена в установленном законом порядке.
Представитель административного ответчика Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области Балакин А.А. возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителей административного истца Второва В.А., административного ответчика Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области Балакина А.А., свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Тулегенова Г.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, судебные прения, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований являются административными делами, подсудными областному суду.
Совет муниципального образования "Харабалинский район", в силу статьи 1 Устава муниципального образования, принятого 27 января 2010 года, - представительный орган местного самоуправления Харабалинского района Астраханской области.
Решение Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70 об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования "Харабалинский район", которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение, и который опубликован в газете "Харабалинские вести" 26 августа 2010 года.
Указанное решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов земельного законодательства, которые определены статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01 марта 2015 года, в связи с введением в действие Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" утратили силу, однако введена в действие статья 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, положения которой устанавливают аналогичные правила относительно порядка определения размера арендной платы органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Одним из основных принципов определения арендной платы при аренде государственных земельных участков является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Так, подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в 0,6% в отношении земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года N 284-П "О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" ставка арендной платы за использование земельных участков для сельскохозяйственного использования (кроме занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) установлена в размере 10 % от кадастровой стоимости, аналогичная ставка была утверждена Правительством Астраханской области постановлением от 01 февраля 2008 года N 26-П за использование орошаемых пашен.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В Харабалинском муниципальном образовании Астраханской области базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" установлены решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N 70, а согласно пункту 1 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельхозназначения" к указанному решению Совета Муниципального образования "Харабалинский район" базовая ставка арендной платы в год за пользование пашней составляет 45,9% от кадастровой стоимости земли.
В ходе судебного разбирательства из пояснений свидетелей - депутатов Совета муниципального образования "Харабалинский район" Ш. и М., принимавших участие как в работе комиссии по экономическому развитию, агропромышленному комплексу и природопользованию Совета муниципального образования "Харабалинский район" четвертого созыва, так и заседании Совета, при принятии соответствующего решения, а также председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Харабалинский район" Е., непосредственно готовившей материал к проекту решения Совета и окончательную его редакцию установлено, что изменение ставок арендной платы произведено без анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о наличии экономического обоснования, судом не установлено. Напротив, в качестве обоснования повышения базовых ставок арендной платы указывалась необходимость пополнения бюджета, депутатам были представлены сведения о том, что существующие в Харабалинском районе ставки арендной платы ниже чем в Ахтубинском и Енотаевском районах области, а также размеры арендной платы за 2010 и 2011 годы, что также подтверждается и протоколами заседаний Совета, а также комиссий по экономическому развитию, агропромышленному комплексу и природопользованию Совета муниципального образования "Харабалинский район". Согласно протоколам, при принятии решения N 70 от 11 августа 2010 года экономическое обоснование установленных ставок арендной платы предметом обсуждения Совета не являлось.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Харабалинский район" экономического обоснования не готовилось и депутатам не представлялось, какой либо анализ характеристик земельных участков с учетом их местоположения, видов разрешенного использования, и иных факторов, влияющих на уровень их доходности, не проводился, оценка поступлений арендной платы существующей и прогнозируемой также не осуществлялась.
Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности и законности в оспариваемой части нормативного правового акта, а также правомерности установления базовой ставки именно в размере 45,9 %, сведений о том, что определялась доходность земельных участков, документов, в том числе содержащих расчет, которым руководствовался уполномоченный орган при установлении новых ставок не представлено. Расчет коэффициентов, представленный в судебное заседание, составлен в январе 2016 года и не имеет отношения к принятию в 2010 году решения N 70 Советом муниципального образования "Харабалинский район".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области. При этом, увеличение ставок арендной платы исключительно в целях получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Кроме того, оспариваемые положения пункта 1 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельхозназначения", определяющие базовую ставку арендной платы за пользование пашней в размере 49, 1 процентов от кадастровой стоимости, допускают различный размер арендной платы за аналогичные земельные участки, находящиеся как в собственности Российской Федерации, так и в собственности Астраханской области.
Приведенное законодательство и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии оспариваемого пункта 1 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельхозназначения" к Решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N 70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и подлежит признанию недействующим, как им не соответствующий.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения муниципального правового акта подлежат признанию недействующими, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", исходит из того, что оспариваемое положение муниципального правового акта не предусматривает реализацию прав граждан и организаций, а устанавливает размеры арендных платежей, то указанные выше положения подлежат признанию недействующими со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Шипиловой Л.Н. удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия пункт 1 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - "земли сельхозназначения" к Решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.