Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "СТМ-Сервис" Сервисное локомотивное депо Южный Урал филиал Южно-Уральского управления сервиса, по жалобе защитника ООО "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. на постановление судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года ООО "СТМ- Сервис" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым актом, защитник ООО "СТМ-Сервис" Нефедова Л.А. обратилась с жалобой Челябинский областной суд, в обосновании которой указано на новую редакцию п. 1,2.СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03, которым отменена обязанность хозяйствующего субъекта по установлению санитарно-защитной зоны, со ссылкой на то, что нежилое здание реостатных испытаний тепловозов было введено в эксплуатацию до вступления данного Сан Пин. ООО "СТМ Сервис" было создано 08 апреля 2011 года, соответственно оно не может нести инкриминируемую административную отвественность. Не соглашается с нарушениями требования ФЗ N 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.4.1.1., п..4.2.1., П.5.1. Сан Пин 2.1.1031-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", поскольку в Сервисном локомотивном депо Южный Урал имеются утвержденные территориальным управлением Росприроднадзором проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешение на выброс загрязняющих вещества N 853 от 28 марта 2013 года срок действия до 17 февраля 2018 года, на основании которого утвержден план -график. Вместе с тем указывает, что в протоколе испытаний N 14337-14384 от 02 ноября 2015 года все результаты испытаний находятся в пределах допустимого уровня. Также ссылается на договор между ОАО "РЖД" и ООО "СТМ- Сервис", где указано, что ОАО "РЖД" обязано предоставить сервисной компании в том числе, копии проекта организации санитарно-защитной зоны. Кроме того, ООО "СТМ- Сервис" не является собственником объектов, в которых осуществляется производственная деятельность Сервисного локомотивного депо Южный Урал,
в том числе и здания реостатных испытаний. Таким образом, считает, что из договора N 284 от 30.04.2015 года следует, что у ООО "СТМ- Сервис" отсутствует как обязанность, так и возможность по разработке проекта СЗЗ.
На основании изложенного просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить.
Защитник Нефедова Л.А. в судебном заседании областного суда доводы жалобы поддержала.
Представители Южно-Уральского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту возражали против удовлетворения доводов, изложенных в жалобе.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В силу ст. 39 ФЗ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статья 11 указанного закона предусматривает обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
В силу пунктов 2.1 и 2.4, 2.8 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" производственный контроль проводится юридическими лицами в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Производственный контроль включает в себя, кроме прочего, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляю! информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-
эпидемиологический надзор.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СТМ- Сервис" осуществляет сервисное обслуживание Локомотивов, перечень технических устройств которых эксплуатируется на опасных производственных объектах.
В результате проведения внепланово контрольно-надзорного мероприятия в отношении ООО "СТМ- Сервис" возбуждено дело об административном правонарушении в виду выявления нарушения требования санитарного законодательства.
Общество имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в силу указанных нормативных актов обязано обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, а результаты производственного контроля за загрязнением должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Факт нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "СТМ- Сервис".
Таким образом, действия общества правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно СанПиН 2.2.172.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Новая редакция. Изменение 1, 2, 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-08, 2.2.1/2.1.1.2555-09, 2.2.1/2.1.1.2739-10 (далее - Санитарные правила):
Пункт 1.4 Санитарных правил устанавливает класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с п. 1.5 указанных Правил Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
В соответствии с п. 2.2 Санитарных правил ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Пунктом 2.6 Санитарных правил установлено, что для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно материалам дела, ООО "СТМ-Сервис" Сервисное локомотивное депо Южный Урал филиал Южно-Уральского управления сервиса было создано и приступило к деятельности 08 апреля 2011 года. В соответствии с заключением N 9 от 13 декабря 2012 года основным направлением деятельности Сервисного локомотивного депо Южный Урал филиал Южно-Уральского управления сервиса является ремонт и техническое обслуживание подвижного состава и по санитарной классификации деятельность организации относится к 3 классу опасности.
В соответствии с п. 3.1 Санитарных правил проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно абз. 1 главы VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры
6 Nh
санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м; промышленные объекты и производства второго класса - 500 м; промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м; промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м".
Учитывая вышеприведенные положения Санитарных правил, период начала деятельности общества, после вступления в силу СанПиН, размещение производства, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, без проекта санитарной зоны, образует объективную сторону состава административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Указание в жалобе проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешение на выброс загрязняющих вещества N 853 от 28 марта 2013 года срок действия до 17 февраля 2018 года, на основании которого утвержден план -график не является основанием для освобождения общества от установленной ответственности.
Вместе с тем, в виду отсутствия перечисленных документов в материалах дела у судьи областного суда отсутствуют основания для их надлежащей правовой оценки.
Доводы жалобы о том, что в протоколе испытаний N 14337-14384 от 02 ноября 2015 года все результаты испытаний находятся в пределах допустимого уровня, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно материалам дела, основанием для привлечения к административной ответственности ООО "СТМ Сервис", послужило отсутствие у общества проекта санитарно-защитной зоны, программы производственного контроля и протокола натурных испытаний на границе санитарно-защитной зоны.
В связи с чем, данные установленные в ходе проведения испытаний не свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.
Не могут повлечь удовлетворения жалобы и доводы о том, что регламентом на ОАО "РЖД" возложена обязанность, предоставить сервисной компании в том числе, копии проекта организации санитарно-защитной зоны.
Согласно заключенному между ОАО " РЖД" и ООО "СТМ Сервис" договору N 284 от 30 апреля 2014 года на сервисное обслуживание локомотивов, ООО "СТМ Сервис" берет на себя обязательства по сервисному обслуживанию Локомотивов, результатами которых помимо, поддержания технического исправного состояния, является их соответствие требованиям законодательства РФ.
Несмотря на общие положения регламента о взаимодействии структурных подразделений с ООО "СТМ Сервис" не снимается отвественность по исполнению обязательств, установленных вышеуказанным договором.
Наличие права собственности на объекты, в которых осуществляется производственная деятельность Сервисного локомотивного депо Южный Урал, в том числе и здания реостатных испытаний не влияет на выводы о виновности общества.
Более того, согласно положению п. 2.1.1 Договора N 284 от 30 апреля 2014 года на сервисное обслуживание локомотивов ОАО " РЖД" оказывает содействие при проведению сервисного обслуживания, в том числе путем предоставления права на использовании инфраструктуры. Вместе с тем указанный договор не содержит каких-либо ограничений по использованию обществом иных объектов инфраструктуры.
Судебное постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден. Нарушений норм материального права, существенных процессуальных требований не допущено и правовых оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции, установленной законом, с учетом требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должным образом мотивировано.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда
решил:
постановление судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "СТМ-Сервис" Сервисное локомотивное депо Южный Урал филиал Южно-Уральского управления сервиса оставить без изменения, жалобу защитника ООО "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. - без удовлетворения.
Судья
Майорова Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.