Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Скрябиной СВ.,
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по иску Фаззалова Ф.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию с апелляционной Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 октября 2015 года.
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, Фаззалова Ф.Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фаззалов Ф.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области (далее УПФР в г. Златоусте Челябинской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить стразовую пенсию с 24.04.2015 года.
В обоснование исковых требований указал, что 16.02.2015 года он обратился в УПФР в г. Златоусте Челябинской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости. Решением УПФР в г. Златоусте Челябинской области от 15.05.2015 года N 122484/15 ему было отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа. 05.06.2015 года он вновь обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФ РФ в г. Златоусте от 30.07.2015 года N 201636 ему была назначена с 05.06.2015 года страховая пенсия по старости. Согласен с решением в той части, что ему не полагалась пенсия с 16.02.2015 года, но вместе с тем, пока рассматривалось его первоначальное заявление, он продолжал работать в районах Крайнего
Севера, поэтому имел право на назначение пенсии с 24.04.2015 года. На его письменное обращение в Пенсионный фонд о пересмотре срока назначения пенсии после рассмотрения ему был выдан письменный отказ.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте от 15 мая 2015 года N 122484/15 об отказе в назначении Фаззалову Ф.Д. в досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях". Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области назначить Фаззалову Ф.Д. с 24 апреля 2015 года досрочную пенсию в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в г. Златоусте Челябинской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что поскольку надлежащие данные о продолжительности стажа работы в МКС, непосредственно влияющие на определение права на досрочную страховую пенсию, поступили в распоряжение УПФР после того, как было вынесено решение об отказе в установлении пенсии с 16.02.2015 года, они не могут быть приняты во внимание. Для реализации своего права на назначение досрочной страховой пенсии с учетом "доработанного" стажа Фаззалову Ф.Д. необходимо было вновь обратиться с заявлением о назначении пенсии. Досрочная страховая пенсия назначена истцу с даты подачи заявления, то есть с 05 июня 2015 года, соответственно его пенсионные права не нарушены. Процессуальные действия по рассмотрению заявлений истца о назначении пенсии совершены строго в определенной последовательности. Выводы суда о возможности установления срока назначения Фаззалову Ф.Д. досрочной страховой пенсии с 24 апреля 2015 года фактически направлены на переоценку пенсионных права истца, а также обстоятельств, влияющих на определение права на досрочную пенсию по старости, оснований для которых не имеется.
Ответчик УПФР в г. Златоусте Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен посредством заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении, в суд апелляционной инстанции не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения истца Фаззалова Ф.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части первой статьи 33 указанного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть вторая статьи 33 Федерального закона).
Как следует из материалов дела, 16.02.2015 года Фаззалов Ф.Д. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1,2 части первой статьи 30, пунктом 6 части первой статьи 32, части второй статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представив необходимый перечень документов.
Решением ГУ УПФР г.Златоуста Челябинской области от 15 мая 2015 года N122484/15 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л.д.6). На дату обращения такой стаж составил 19 лет 09 месяцев 25 дней при необходимом 20 лет.
04 июня 2015 года Фаззалов Ф.Д. обратился в ГУ УПФР г.Златоуста Челябинской области с заявлением о пересмотре срока назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 22 апреля 2015 года (л.д. 5).
05 июня 2015 года Фаззалов Ф.Д. обратился в ГУ УПФР г.Златоуста Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 29-35).
Решением ГУ УПФР г.Златоуста Челябинской области от 30 июля 2015 года N201636 Фаззалову Ф.Д. назначена страховая пенсия с 05 июня 2015
года бессрочно в соответствии с п.2 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.25-28).
Не согласившись с датой назначения страховой пенсии по старости, истец обратился с иском, в котором указал, что на дату вынесения решения от 15.05.2015 года им был выработан стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимой продолжительности, однако в назначении пенсии незаконно отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцу для ее назначения не хватало 2 месяца 5 дней работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, однако он продолжал там работать, и 24 апреля 2015 года у истца возникло право на пенсию. Поскольку на дату вынесения решения об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости необходимый стаж истцом был выработан, суд удовлетворил требования Фаззалова Ф.Д. о назначении пенсии с даты возникновения права на нее, т.е. с 24 апреля 2015 г., признав незаконным решение ГУ УПФ в г. Златоусте от 15 мая 2015 года N 122484/15 об отказе в назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях".
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку надлежащие данные о продолжительности стажа работы в МКС, непосредственно влияющие на определение права на досрочную страховую пенсию, поступили в распоряжение УПФР после того, как было вынесено решение об отказе в установлении пенсии с 16 февраля 2015 года, не могут быть приняты во внимание.
Из материалов отказного пенсионного дела усматривается, что при обращении 16.02.2015 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости им представлялись документы, подтверждающие его право на досрочное назначение пенсии, в том числе трудовая книжка и справки работодателей, уточняющие характер работы. УПФР г. Златоуста Челябинской области, приняв заявление истца и представленные им документы, начало их проверку. Установив необходимость истребования дополнительных документов для включения в специальный стаж истца некоторых периодов работы, УПФР предварительно определилпродолжительность стажа по Спискам N 1,2, страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Из
имеющихся у пенсионного органа документов было очевидно, что истец имеет специальный стаж по Списку N 2, стаж работы с учетом суммирования списков, общий трудовой стаж необходимой продолжительности. Для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости истцу не хватало 2 месяцев 5 дней стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Вместе с тем, из трудовой книжки и справки работодателя следовало, что истец продолжает работать в местностях, приравненных к районам крайнего Севера. Однако пенсионный орган оставил это без внимания, не разъяснил истцу его право представить документ, подтверждающий характер работы за период с даты обращения с заявлением до момента окончания проверки, которая в силу статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ может продолжаться три месяца, т.е время, достаточное, как для приобретения права на пенсию, так и для представления документа, подтверждающего это право. Запрос в адрес работодателя с просьбой подтвердить работу истца был направлен пенсионным органом лишь 01.06.2015 года, т.е. уже после вынесения решения об отказе в назначении пенсии.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости, проверил наличие у истца права на ее назначение с учетом того, что такое право могло возникнуть у Фаззалова Ф.Д. с даты обращения с заявлением о назначении пенсии до момента вынесения соответствующего решения пенсионным органом.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что досрочная страховая пенсия назначена истцу с даты подачи заявления, то есть с 05 июня 2015 года, соответственно, его пенсионные права не нарушены, процессуальные действия по рассмотрению заявления истца от 16.02.2015 года о назначении пенсии совершены строго в определенной последовательности, судебной коллегией не принимается.
В соответствии частью первой статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Обращение Фаззалова Ф.Д. 05.06.2015 года в УПФР г.Златоуста с повторным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости явилось следствием отказа в назначении страховой пенсии по старости с 16.02.2015 года. Вопрос о назначении Фаззалову Ф.Д. страховой пенсии по старости с даты возникновения на нее права ответчиком не рассматривался, документы об этом не истребовались ни от истца, ни от работодателя. При этом еще 04.06.2015 года Фаззалов Ф.Д. обратился к ответчику с заявлением о несогласии с вынесенным 15.05.2015 года
решением и просьбой пересмотреть вопрос о дате назначения ему пенсии, однако ему было отказано. Не рассмотрев вопрос о возможности назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения на нее права, ответчик нарушил пенсионные права Фаззалова Ф.Д. на своевременное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.