Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Русина С.А. на постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 28 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренной частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Русина С.А.,
установил:
"дата" начальник ОУУП МУ МВД РФ "Балаковское" Саратовской области ФИО1 составил в отношении Русина С.А. протокол
N об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что 07 ноября 2015 года в период времени с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут Русин С.А. организовал и провел публичное мероприятие в виде демонстрации граждан по улице Ленина от гостиницы "Чайка", расположенной по адресу: Саратовская область, город Балаково, дом 126, до площади имени В.И. Ленина (перекресток улиц Советская и Ленина в городе Балаково Саратовской области) без согласования в установленном порядке с администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - БМР), чем нарушил требования части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях" (далее Закон N 54-ФЗ).
Постановлением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 28 декабря 2015 года Русин С.А. признан виновным в совершении указанного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Русин С.А. просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судьей норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда действительным обстоятельствам дела. Указывает, что в установленный законом трехдневный срок мотивированных предложений по изменению места проведения публичного мероприятия со стороны органов местного самоуправления Русину С.А. как организатору такого мероприятию не поступало. Считает, что улица Ленина в городе Балакове Саратовской области не подпадает под установленный законом перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в связи с чем администрация БМР не вправе была отказывать в согласовании проведения публичного мероприятия по указанному маршруту. Публичное мероприятие, по мнению Русина С.А., было проведено в полном соответствии с требованиями
Закона N 54-ФЗ. Кроме того, автор жалобы полагает, что судьей необоснованно отклонено его ходатайство о вызове в суде свидетелей и должностного лица, а также о приобщении к материалам дела распоряжение главы администрации БМР
от 31 октября 2014 года N 1064-р.
В судебном заседании Русин С.А. и его защитники Шестаков П.В., Кузнецов А.О. доводы жалобы поддержали.
Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, нахожу правильным обжалуемое постановление судьи отменить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц -
от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Законом N 54-ФЗ.
В статье 2 Закона N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1).
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (пункт 4).
Согласно статье 4 Закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан, в том числе подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона, согласно которой уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Следовательно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.
Понятие "мотивированное предложение", по его конституционно правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше определении, означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Кроме того, в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения
(часть 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы предписаниям Закона N 54-ФЗ, согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (ст. 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Из материалов дела следует, что 26 октября 2015 года, то есть в установленный Законом N 54-ФЗ срок, Русин С.А. подал главе администрации БМР ФИО2 уведомление о том, что 07 ноября 2015 года в городе Балаково состоятся публичные мероприятия в виде демонстрации и митинга, посвященные 98-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, социально-экономическим проблемам и в поддержку политической партии " " ... "". Сбор участников демонстрации состоится с 10 часов 00 минут до 10 часов 30 минут возле гостиницы "Чайка" по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Ленина, дом 126, без выхода на проезжую часть. Движение демонстрации начнется в 10 часов 30 минут от гостиницы "Чайка" по улице Ленина по правой крайней полосе до площади имени Ленина, прилегающей к скверу памятника В.И. Ленина, расположенного на перекрестке улиц Советская и Ленина в городе Балаково Саратовской области, и окончится в 12 часов 00 минут.
С 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на площади имени Ленина будет проведен митинг без выхода на проезжую часть. Предполагаемое количество участников демонстрации - 300 человек, в ходе проведения публичных мероприятий будет использоваться звукозаписывающая аппаратура и громкая связь на базе автомобиля.
Письмом N от 28 октября 2015 года глава администрации БМР ФИО2 сообщил Русину С.А. о том, что администрация примет распоряжение о проведении 07 ноября 2015 года митинга в указанные в уведомлении время и месте. При этом орган местного самоуправления сообщил, что проведение шествия от гостиницы "Чайка" по улице Ленина по правой крайней полосе до площади имени Ленина, прилегающей к скверу памятника В.И. Ленина, расположенного на перекрестке улиц Советская и Ленина в городе Балаково Саратовской области в указанное в уведомлении время представляется невозможным, поскольку улица Ленина является одной из самых загруженных транспортом автомагистралей. Проведение демонстрации может привести к помехам движения транспорта, в том числе пассажирского, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров по улице Ленина, повышению риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, невозможности обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия на указанной улице (л.д. 15-16).
Иных мотивов отказа в проведении публичного мероприятия по предложенному Русиным С.А. маршруту, вызванных необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), в письме от 28 октября 2015 года приведено не было.
Более того, администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области Русину С.А. не было предложено никакого иного места проведения публичного мероприятия, позволяющего реализовать его цели.
05 ноября 2015 года главой администрации Балаковского муниципального района Саратовской области было издано распоряжение N "О проведении
07 ноября 2015 года митинга" (л.д. 32-33).
Таким образом, Русину С.А. фактически было запрещено проведение шествия, что не согласуется с положениями Закона N 54-ФЗ, предусматривающего уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Русина С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ. Не установлена также его вина в нарушении требований Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судья отменяет постановление и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таком положении постановление судьи, вынесенное в отношении Русина С.А., подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области
от 28 декабря 2015 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Русина С.А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.