Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.,
судей областного суда Кулешовой Е.В., Мариной Ж.В.,
при секретаре Цыбульской К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника УПФ РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области Серовой Н.М. на решение Брянского районного суда Брянской области от 18 ноября 2015 года по иску Буренкова В.Д. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области Сысоевой Н.А., возражения истца Буренкова В.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском, в котором просил суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 05 августа 2015 года и обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период с 23.12.1981 года по 16.09.1992 года работы матросом в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы морского флота в Эстонской производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром".
В судебном заседании иск поддержал, указывая на допущенные ответчиком нарушения его пенсионных прав.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил расчет стажа и основания невозможности включения требуемого стажа работу истца в Эстонской республике на основании соглашения, заключенного между Российской Федерацией и Эстонией. При этом указал на отсутствие правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж истца оспариваемого периода, поскольку стаж работы на территории Эстонской Республики подлежит суммированию только как общий пенсионный стаж.
18 ноября 2015 года Брянский районный суд Брянской области постановилрешение, которым исковые требования Буренкова В.Д. удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области Серова Н.М. просит отменить вышеназванное решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Указывает, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выработанный Буренковым В.Д. на территории РСФСР, за который российская сторона в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение на льготных условиях, у него отсутствует.
Истцом Буренковым В.Д. принесены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, согласно которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области Сысоевой Н.А., возражения истца Буренкова В.Д., судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 23.12.1981 года по 16.09.1992 года истец работал матросом в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы морского флота в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром", что подтверждается трудовой книжкой, архивными справками от 12.11.2014 года.
Архивной справкой N от 12.11.2014 г. подтверждается работа истца полный рабочий день в качестве матроса а плавсоставе на промысловых судах по добыче обработке рыбы морского флота 08 лет 07 месяцев 17 дней.
Стаж работы истца Буренкова В.Д. палатным санитаром в Брянской областной больнице N6 составляет 08 лет 05 месяцев 11 дней. Всего стаж истца на территории РФ равен 17 годам 11 мес. 20 дням.
Данные периоды рассчитаны ответчиком, но не признаются в суммарном исчислении для назначения страховой пенсии досрочно.
04 августа 2015 года Буренков В.Д. обратился в пенсионный фонд за назначением страховой пенсии. По решению ответчика от 17.08.2015 года в удовлетворении заявления ему отказано, поскольку истец не имеет права на досрочную трудовую пенсию по п.п.2 ст. 30 ФЗ РФ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" ввиду того, что отсутствует требуемый продолжительный стажв особых условиях труда по Списку N 2 - 7 лет 6 месяцев. Стаж работы истца 08 лет 07 месяцев 17 дней не включается в расчет.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, со ссылкой на положения Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась Буренковым В.Д. на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами он имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. При этом суд указал, что названным Договором при назначении пенсии предусмотрен учет периодов пенсионного стажа, приобретенных на территориях стран - участников Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, а также предусмотрено суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях сторон Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, при условии несовпадения во времени периодов приобретения данного стажа.
Разрешая спор в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд пришел к выводу о наличии у истца специального стажа работы, в связи с чем с 4 августа 2015 г., обязал Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области назначить Буренкову В.Д. досрочную пенсию по старости.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока (5 лет) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет), трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности или на определенной должности или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Согласно данным формуляра о пенсионном стаже Буренкова В.Д. от 16.09.2015 г. N 12/5494, выданного Департаментом социального страхования Эстонской Республики, Эстонская Республика признает право истца на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный Буренковым В.Д. на ее территории, продолжительностью 11 лет 8 месяцев 25 дней, с 23.12.1980 г. по 16.09.1992 г. (л.д. 53).
С учетом того, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выработанный Буренковым В.Д. на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение на льготных условиях, у него отсутствует, у суда не имелось оснований для возложения на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области обязанности включить Буренкову В.Д. в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях, периоды работы на территории Эстонской ССР, а также назначить трудовую пенсию по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Между тем суд в нарушение положений Договора и Соглашения возложил на Российскую Федерацию обязанность выплатить Буренкову В.Д. денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Буренкова В. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 18 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Буренкова В.Д. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Председательствующий Е.А. Киселева
Судьи областного суда Ж.В. Марина
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.