Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ч.Н.Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 7 декабря 2015 года по иску Ч.Н.Н. к Брянской городской администрации о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании признать нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение вне очереди.
Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., объяснения Ч.Н.Н. и ее представителя по доверенности С.В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.Н.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 1999 г. по 2008 г. она обучалась в Ляличской средней общеобразовательной школе Суражского района Брянской области. С 2008-2011 г.г. обучалась по очной форме в ГБОУ ПО Профессиональный лицей N 10 и проживала в г. Брянске. В 2011 г. встала на жилищную очередь в г. Сураже. В 2014 г. она вышла замуж, и у нее родился сын. В настоящее время она со своей семьей проживает в Советском районе г. Брянска, обучается на 5 курсе университета, и находится в декретном отпуске. Дом, закрепленный за ней Постановлением органа опеки и попечительства N **** от 03.04.2003 г. сгорел. Она состоит в уточненном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением под N 41 - по состоянию на 01.09.2015 г. Поскольку она зарегистрирована и проживает в г. Брянске, считает, что на основании положений ст. 4 Законом Брянской области "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" ей должно быть предоставлено жилое помещение на территории города Брянска.
В судебном заседании истица Ч.Н.Н. и ее представитель С.В.В. уточнили исковые требования, просили суд признать отказ Брянской городской администрации в предоставлении Ч.Н.Н. жилого помещения как сироте на территории города Брянска незаконным; обязать Брянскую городскую администрацию признать Ч.Н.Н. нуждающейся в жилом помещении; обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ч.Н.Н. жилье вне очереди.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 7 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований Ч.Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Ч.Н.Н. просит решение суда отменить, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права, а именно п. 3 ст. 4 Закона Брянской области N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей", ст.8 ФЗ "О социальной поддержке детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей", Обзора практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ от 20 ноября 2013 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Брянской городской администрации и Комитета по делам семьи, молодежи и детства Брянской городской администрации. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что решение постановлено судом с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области 30.11.2015 года и Постановлением Брянской городской администрации от 03.12.2015 г. N **** Ч.Н.Н. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Брянске, поскольку на 20.11.2015 года она состоит в списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации Суражского района Брянской области под номером 66 и в соответствии с действующим законодательством получит жилое помещение в порядке очередности.
Судом установлено, что Ч. ( С.) Н.Н. **** года рождения, относится к числу лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под N 66. Постановлением администрации Суражского района Брянской области N **** от 03.04.1991 г. за С.(Ч.) закреплена жилая площадь по адресу: ****, однако данное домовладение непригодно для проживания в связи с пожаром.
Судом первой инстанции установлено, что истица не имеет жилых помещений по договору социального найма и в собственности, является нуждающейся в жилом помещении, имеет право на включение в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений,
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ч.Н.Н., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Брянской области от 29.12.2012 г. N 107-3 "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту закрепления жилого помещения за ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей, или лицом из их числа, а при его отсутствии - по месту жительства.
Поскольку Ч.Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений под номером в администрации Суражского района Брянской области, суд пришел к выводу, что она подлежит обеспечению жилым помещением органом опеки и попечительства муниципального образования по месту закрепления за ней жилого помещения
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции не соответствуют требованиям норм материального права.
Ч.Н.Н. зарегистрирована и проживает с 15.05.2014 г. по адресу: ****, которая находится в общей долевой собственности Ч.Б.Е., Ч.В.В., Ч.Р.Б., Ч.Д.Б. Прав на указанное жилое помещение по договору социального найма Ч.Н.Н. не имеет.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем признано место жительства этих лиц. Указанная точка зрения учитывает правовые позиции Верховного Суда РФ, высказанные по данному вопросу в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г.
Ссылка суда на закон Брянской области в данном случае является неправомерной, поскольку местный закон противоречит в указанной части федеральному, а потому не подлежит применению.
Поскольку истица зарегистрирована и постоянно проживает в Советском районе г. Брянска, следовательно, должна быть обеспечена специализированным жилым помещением органом исполнительной власти по месту жительства в г. Брянске, а не в Суражском районе по месту первичного учета. Предоставление специализированного жилого помещения вне места постоянного проживания истца, удаленного от места жительства ее семьи, от места ее учебы, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот, лиц из их числа.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа во включении истицы Брянской городской администрацией в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, признании нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения на территории города Брянска подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении названных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда в остальной части, соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для предоставления Ч.Н.Н. специализированного жилого помещения вне очереди.
В связи с изменением в законодательстве внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с 1 января 2013 года не предусмотрено.
Конституционный Суд РФ в определении от 20.03.2014 г. N 592-О так раскрыл конституционно-правовой смысл этих изменений: Федеральный законодатель в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в части внеочередного предоставления жилого помещения Ч.Н.Н. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 7 декабря 2015 года отменить в части, которой отказано в удовлетворении исковых требований Ч.Н.Н. к Брянской городской администрации о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании признать нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение.
Принять в отмененной части новое решение.
Признать незаконным отказ Брянской городской администрации во включении Ч.Н.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, признать Ч.Н.Н. нуждающейся в жилом помещении и обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ч.Н.Н. специализированное жилое помещение.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи С.А. АЛЕЙНИКОВА
В.И. МАКЛАШОВ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.