Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Станкевича А.В. - представителя Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" на постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Самарской области от 21.09.2015 года, решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19.10.2015 года и решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Самарской области N 7-5116-15-ОБ/384/43/6 от 21.09.2015 года по делу об административном правонарушении Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее ООО "СКС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 19.10.2015 года постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Самарской области от 21.09.2015 года оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 22.12.2015 года постановление должностного лица от 21.09.2015 года и решение районного судьи от 19.10.2015 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе Станкевич А.В., ссылаясь на невиновность ООО "СКС" в совершении данного административного правонарушения, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам, просит постановление должностного лица и состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно п. 6 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Положения данной нормы о сроках выплаты заработной платы являются императивными.
Статья 189 Трудового кодекса РФ предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом, регламентирующим в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Пунктом 9 Приложения к стандарту "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 7.12.2010 г. N 1122н установлено, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Самарской области в период с 24.08.2015 года по 18.09.2015 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "СКС" на основании распоряжения врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Самарской области N 7-5115-15-ОБ/384/43/1 от 05.08.2015 года, в связи обращением гражданина ФИО1 N810675 от 27.07.2015 года, в ходе которой выявлено, что в нарушение ст. 136 ТК РФ в трудовом договоре N 2514 от 05.10.2012 года, дополнительном соглашении от 01.11.2013 года, дополнительном соглашении от 28.04.2015 года работника ФИО1 не указаны дни выплаты заработной платы и в нарушение требования п. 9 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. N 1122н - в трудовом договоре N 2514 от 05.10.2012 года, дополнительном соглашении от 01.11.2013 года, дополнительном соглашении от 28.04.2015 года работника ФИО1 не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств и 18.09.2015 года ООО "СКС" выдано предписание N 7-5115-15-ОБ/384/43/3 об устранении указанных выше нарушений трудового законодательства в срок до 30.10.2015 года.
По факту выявленных нарушений трудового законодательства 18.09.2015 года государственной инспекцией труда в Самарской области в отношении ООО "СКС" составлен протокол об административном правонарушении N 7-5116-15-Об/384/43/4 по ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого 21.09.2015 года в отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
В подтверждение, что ООО "СКС" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N7-5116-15-ОБ/384/43/4 об административном правонарушении от 18.09.2015 года (л.д.5); постановление N7-5116-15-ОБ/384/43/6 о назначении административного наказания от 21.09.2015 года (л.д.8); трудовой договор N2514 от 05.10.2012 года заключенный меду ООО "СКС" и ФИО3 (л.д.10-14); дополнительное соглашение к трудовому договору от 05.10.2012 N2514 от 01.11.2013 года (л.д.16); дополнительное соглашение к трудовому договору от 05.10.2012 N2514 от 28.04.2015 года(л.д.17); приложение N1 к Коллективному договору ООО "СКС" - правила внутреннего распорядка Общества(л.д.18); приложение N2 к Коллективному договору ООО "СКС" - положение об оплате труда работников Общества (л.д.28); свидетельство о постановке на учет ООО "СКС" в налоговом органе по месту нахождения (л.д.35); свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д.36); устав ООО "СКС" (л.д.37); обращение гражданина N810675 от 27.07.2015 года(л.д.81); распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N7-5116-15-ОБ/384/43/1 от 05.08.2015 года (л.д.82); акт проверки N7-5116-15-ОБ/384/43/1 от 18.09.2015 года (л.д.84); предписание N7-5116-15-ОБ/384/43/3 от 18.09.2015 года (л.д.87), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "СКС" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Доводы надзорной жалобы представителя о том, что п. 6.1 приложения N 1 к Коллективному договору определено, что заработная плата выплачивается работникам два раза в месяц, с указанием в какие дни, проверены судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты, поскольку трудовой договор, как соглашение между работодателем и работником, должен соответствовать правилам внутреннего трудового распорядка, которые распространяются на всех работников. Правила внутреннего трудового распорядка и трудовой договор имеют различную правовую иерархию и требования ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ об указании дней выплаты заработной платы, касаются всех названных в указанной норме локальных нормативных актов, в том числе и трудового договора.
Указание в жалобе об отсутствии нарушения трудового законодательства со стороны ООО "СКС" в части своевременной и бесплатной выдачи работникам смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты, поскольку они установлены в Коллективном договоре и указаны в приложении N 12 к нему, не могут быть приняты во внимание поскольку действующее законодательство предусматривает обязанность работодателя указывать в трудовом договоре нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника.
При вынесении постановления должностное лицо и районный судья приняли во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определили фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении и указали обоснованную правовую мотивировку виновности ООО "СКС" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления должностного лица от 21.09.2015 года и решения, вынесенного 19.10.2015 года районным судьей, были в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, и в решении судьи от 22.12.2015 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного судьи.
Иные доводы, аналогичные указанным в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных постановлениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений, состоявшихся по делу об административном правонарушении, и не требуют дополнительной мотивировки.
Нарушений норм материального и процессуального административного права судебными инстанциями не допущено, наказание определено с соблюдением положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, материального и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 2, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Самарской области от 21.09.2015 года, решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19.10.2015 года и решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "СКС" оставить без изменения, а надзорную жалобу Станкевича А.В. - представителя ООО "СКС" оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.