Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закариева Х.Ж. к Администрации МО " "адрес"" о признании действий отдела учета и распределения жилья незаконными и о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе представителя Минтруда Республики Дагестан на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата"г., которым постановлено:
"Исковые требования Закариева Х. Ж. к отделу учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" - удовлетворить.
Признать действия отдела учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии Закариева Х. Ж. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий - незаконным.
Обязать отдел учета и распределения жилья Администрации МО " "адрес"" восстановить Закариева Х. Ж. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента принятия его на указанный учет, то есть с "дата"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., возражения Закариева Х.Ж., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Закариев Х.Ж., "дата" обратился в Хасавюртовский городской суд с иском к Администрации МО " "адрес"" о признании действия отдела учета и распределения жилья администрации МО " "адрес"" о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и об обязании восстановить его в очередь списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обосновывая свои требования следующим.
В период с "дата" по "дата" он проходил службу в рядах Советской Армии. Службу проходил в составе ограниченного контингента Советских войск в Демократической "адрес" и выполнял интернациональный долг. Данное обстоятельство подтверждается записями в его военном билете военнослужащего, а также выданным ему "дата" свидетельстве о праве на льготы серии А N. "дата", указанное свидетельство, как ветерану боевых действий заменено удостоверением серии БК N, в соответствии с которым он пользуется правами и льготами, предусмотренным п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Вернувшись с армии и после женитьбы, стал проживать на различных арендованных квартирах, поскольку собственного жилья у него не было, после перешел жить и до сего дня со своей семьей в общежитие ГБОУ НПО Профессиональном лицее N "адрес" РД, где работает преподавателем-организатором ОБЖ. В связи с его обращением, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий решением исполкома Хасавюртовского городского Совета народных депутатов ДАССР от "дата" протокол N, он был принят в общую очередь за N.
Периодически представлял в отдел учета и распределения жилья администрации "адрес" необходимые документы.
В настоящее время, после его обращения в отдел учета и распределения жилья администрации МО " "адрес"", в связи с возникшей необходимостью для уточнения своей очереди и выяснения вопроса, почему его учетное дело для решения вопроса о выделении ему предусмотренной федеральным законодательством субсидии как участника программы, будучи ветераном боевых действий и участником боевых событий в Демократической "адрес", не представлено в Министерство труда и социального развития РД, ему дан ответ, что после выделения ему Решением исполкома Хасавюртовского городского Совета народных депутатов от "дата"(протокол N) земельного участка он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считает данное решение подлежащим признанию незаконным, а он восстановлен в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" от "дата" N5-ФЗ (в редакции от "дата") в числе других ветеранов боевых действий признаются и ветераны боевых действий в Афганистане.
Полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 указанного Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшению жилищных условий и вставших на учет до "дата", нуждающихся в улучшению жилищных условий, Российской Федерации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанное полностью подтверждается Указом Президента Российской Федерации N от "дата" "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" за N "О форме и порядке представления субсидий на приобретение жилья нуждающимся улучшению жилищных условий" формой представления социальной поддержки по обеспечению жильем является безвозмездная субсидия на приобретение жилья.
Уполномоченным органом в этой области определено Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Законом Республики Дагестан от "дата" "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане, членов семей погибших (умерших), инвалидов и ветеранов боевых действий Афганистане" устанавливаются дополнительные меры их социальной поддержки.
Статьей 1 указанного Закона РД установлено, что ветераны боевых действий в Афганистане имеют право на получение меры социальной поддержки виде доплаты к безвозмездной субсидии на приобретение жилья, представляемого им в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 статьей 2 этого же закона, предусмотрено, что право на получении доплаты к субсидии, в том числе имеют и ветераны боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до "дата" в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Выделение ему земельного участка никак не является улучшением его жилищных условий и это не является субсидией на улучшение жилищных условий, так как согласно государственной жилищной программе ему и его семье положено по 18 кв.м. жилья на каждого члена семьи. О том, что он исключен из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не был поставлен в известность, и об этом ему стало известно только после того как обратился в адрес ответчика.
Исключение его отделом учета и распределения жилья администрации МО "городской округ Хасавюрт" из списка лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, ущемляет не только его интересы, но и интересы членов его семьи. Как видно из письменного ответа ответчика, в восстановлении его в указанных списках фактически отказано.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Р. от "дата", действующего на момент выделения ему земельного участка, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства Исполнительном органе городского Совета народных депутатов.
В соответствии с положением ст. 32 Жилищного кодекса Р., действовавшего на момент постановки его ответчиком на учет и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий право состоят на этом учете сохраняется за гражданами до получения жилищного помещения и такого основания снятия с очереди граждан как представление земельного участка под индивидуальное строительство, на момент снятия его с учета законом не было предусмотрено и потому при решении снятия его с учета для принятия этого решения не было законных оснований. Часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что о снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О ветеранах", ветераны имеют право на обращения в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовым актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
В ходе судебного заседания истец Закариев Х. Ж. полностью поддержал свои исковые требования и суду дополнительно пояснил следующее.
На выделенном ему, на основании Решения исполкома Хасавюртовского городского Совета народных депутатов от "дата"(протокол N) земельном участке, из-за финансовой трудности, не смог построить жилой дом, а потому указанный земельный участок им продан. До настоящего времени, ему как лицу, который проходил службу в составе ограниченного контингента Советских войск в Демократической "адрес" и выполнял интернациональный долг, то есть, как ветерану боевых действий и участнику боевых событий в Демократической "адрес" жилое помещение не представлено, поэтому со своей семьей из пяти человек проживает в общежитии, по месту его работы.
С учетом указанных обстоятельств, он просит суд удовлетворить его требования и признать действия отдела учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии его с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными и обязать отдел учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" восстановить его в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента принятия его на указанный учет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 23.2 Закона форма предоставления мер
социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет
до "дата"инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Вместе с тем, в своем исковом заявлении Х.Ж.Закариев указывает, что решением Исполнительного комитета Хасавюртовского городского Совета народных депутатов в 1991 году ему был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. В связи с чем, Х.Ж.Закариев был снят с учета администрацией МО " "адрес"".
Одновременно с этим отмечает, что согласно постановлению Правительства РД от "дата" N "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении в отношении инвалидов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после "дата" возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилицно- коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Таким образом, в настоящее время, чтобы воспользоваться своим правом на меру социальной поддержки Х.Ж.Закариев может обратиться администрацию муниципального образования " "адрес"" постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищ условий с целью обеспечения жильем по договору социального найма соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что постановку на учет и обеспечение жильем по договору социального найма осуществляют орган местного самоуправления и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
На основании изложенного Министерство просит суд отменить решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением исполкома Хасавюртовского городского Совета народных депутатов от "дата", протокол N Закариева Х.Ж. был принят в общую очередь граждан.
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" N Закариеву Х.Ж. был выделен земельный участок под строительство жилого дома, и он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.36).
В обоснование исковых требований о восстановлении в очередности, истец указал, что он является ветераном боевых действий, имеет право на получение субсидии из федерального бюджета в порядке, предусмотренном ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах" N5-ФЗ, принятым Государственной Думой "дата", вступившим в законную силу "дата"
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" N5-ФЗ (в ред. Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ) были предусмотрены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, в числе которых в подпункте 3 пункта 1 предусмотрено право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий; в подпункте 7 пункта 1 - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Другие меры социальной защиты в области улучшения жилищных условий для ветеранов боевых действий федеральным законодательством не были предусмотрены.
Статьей 2 Федерального закона от "дата" N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" в статье 16 подпункт 3 пункта 1 изложен в следующей редакции:
"3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;".
Статья 23.2 Федерального закона "О ветеранах" введена Федеральным законом от "дата" N199-ФЗ.
В соответствии с п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от "дата" N 199-ФЗ (ред. от "дата") "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", настоящий Федеральный закон вступает в силу с "дата", за исключением статьей 12 и 17.
По смыслу указанных правовых норм, реализация права ветеранов боевых действий на получение субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета обусловлена нуждаемостью лиц из числа этой категории на "дата" с обязательным нахождением таких лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, после получения земельного участка Закариев Х.Ж. в 1991 году был исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по состоянию на "дата" Закариев Х.Ж. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
В материалах дела не имеются доказательства, свидетельствующие о том, что в период до указанной даты имелся спор между Закариевым Х.Ж. и администрацией "адрес" о его праве на нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса Р. от "дата" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом М. автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и Р..
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Р. учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом М. С. и Советом М. Р., граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством Р..
Согласно п. 17 Постановления Совмина Р. от "дата" N 335 (ред. от "дата", с изм. от "дата") "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р." на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Согласно п.19 указанного Постановления Совмина Р. от "дата" N ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Ссылаясь на незаконное исключение его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец Закариев Х.Ж. не представил суду доказательства, свидетельствующие о том, что он в период с 1991 г. по 2015 г. представлял в администрацию "адрес" документы, подтверждающие его нуждаемость.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами истца Закариева Х.Ж. о том, что он сохранял нуждаемость в улучшении жилищных условий после предоставления ему земельного участка вплоть до 2015 г., об исключении из очередности в связи с обеспечением жильем не знал.
Указанные доводы истца опровергаются совокупностью приобщенных к материалам дела доказательств, из которых усматривается, что учетное дело на Закариева Х.Ж. в администрации "адрес" отсутствует.
Не представлены суду акты обследования жилищных условий Закариева Х.Ж. в юридически значимый период, а также справки из Федеральной службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у истца и членов его семьи прав на жилое помещение, недвижимое имущество.
Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на полученном распоряжением администрации "адрес" земельном участке Закариевым Х.Ж. не был возведен жилой дом, либо иным образом не были улучшены жилищные условия.
Доказательства того, что после получения в 1991 году земельного участка Закариев Х.Ж. на протяжении 24 лет предъявлял какие-либо претензии ответчику по поводу нерешенности своего жилищного вопроса, суду представлены не были.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных администрацией МО " "адрес"" до 2015 года уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Закариев Х.Ж. не значился.
При таком положении судебная коллегия полагает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Закариева Х.Ж. об обязании администрации "адрес" восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1989 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Дагестан удовлетворить.
Решение Хасавюртовского городского суда "дата" отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Закариева Х. Ж. о признании действий отдела учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии его с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать отдел учета и распределения жилья Администрации МО " "адрес"" восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия его на указанный учет с "дата" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.