Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания А.А.Р.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Зубаирова А.Я., индивидуального предпринимателя Зубаирова А.Я. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 2, 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" со дня вступления в силу постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Республики Башкортостан N 646 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 июня 2014 года.
Постановление опубликовано 31 декабря 2014 года путем размещения на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.
Пунктом 2 названного постановления признаны утратившими силу в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Октябрьский район:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 02 марта 2012 года N63 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года N497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 июля 2013 года N342 "Об утверждении измененных значений кадастровой стоимости отдельных земельных участков в составе земель населенных пунктов в городских округах Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 мая 2014 года N239 "Об утверждении измененных значений кадастровой стоимости отдельных земельных участков в составе земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 04 июня 2014 года N247 "Об утверждении измененных значений кадастровой стоимости отдельных земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан".
Пунктом 3 установлено, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Индивидуальные предприниматели Зубаиров А.Я., Зубаирова А.Я. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что у них на праве общей долевой собственности (по 2/3 и 1/3 доли в праве соответственно) имеется земельный участок с кадастровым номером: ... , общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: адрес В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ они являются плательщиком земельного налога за данный земельный участок. Согласно нормам Земельного кодекса РФ (статья 65) и Налогового кодекса РФ (статья 390) налоговая база, с которой исчисляется сумма налога, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Оспариваемым постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков. Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно действует с 1 января 2015 года, то есть за 2015 год они должны будут заплатить земельный налог, исходя из утвержденной данным постановлением кадастровой стоимости, которая больше кадастровой стоимости принадлежащего истцам участка, утвержденной ранее действовавшим постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 521. Это постановление пунктом 2 оспариваемого постановления признано утратившим силу.
Оспариваемое постановление принято 30 декабря 2014 года, официально опубликовано 31 декабря 2014 года, а введено в действие на следующий день после официального опубликования, что, по мнению истцов, противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая определяет, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Несмотря на то, что акт, утверждающий кадастровую стоимость земельных участков, является актом земельного законодательства, использование его для целей налогообложения требует соблюдения при введении его в действие порядка, установленного для введения в действие актов законодательства о налогах, то есть соблюдение положений, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса РФ. Однако при введении в действие оспариваемого постановления указанные требования закона соблюдены не были, постановление распространено на отношения по уплате земельного налога за 2015 год. В то же время, учитывая дату официального опубликования постановления (31 декабря 2014 года) и порядок определения налоговой базы, предусмотренный статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), утвержденная оспариваемым постановлением, стоимость может использоваться при расчете земельного налога за 2016 год, а при расчете налога за 2015 год применяться не может. В обоснование заявленных требований истцы также сослалась на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02 июля 2013 года N 17-П.
Истцы просили признать пункты 2 и 3 постановления Правительства Республики Башкортостан N 646 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" недействующими со дня вступления в силу постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год.
В судебное заседание истцы индивидуальные предприниматели Зубаиров А.Я., Зубаиров А.Я., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Хасанов Ф.Н. исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. возражала против удовлетворения искового заявления, суду пояснила, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах предоставленных полномочий. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права истцов, поскольку расчет платежей предоставляется налоговой инспекцией, однако на данный момент данного расчета нет, следовательно, на сегодняшний день права истцов не нарушены.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан Ульмаскулов А.Ф. пояснил, что в силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты, которые устанавливают налоговые обязательства, вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Следовательно, оплата земельного налога будет производиться с 1 января 2016 года.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом посредством факсимильной связи. Сведения об уважительности причин неявки представителя заинтересованного лица в суд не представлены.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Аналогичные нормативные положения о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в статьях 24.12, 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нормах Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель".
Согласно статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N474-з (редакция от 22 сентября 2012 года) "О Правительстве Республики Башкортостан" (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 27 февраля 2003 года) высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з (редакция от 22 сентября 2012 года) "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов Президента Республики Башкортостан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Башкортостан.
Акты Правительства Республики Башкортостан не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан.
Согласно статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 26 декабря 2014 N 170-з "О государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 25 декабря 2014 года) государственная кадастровая оценка в отношении объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, расположенных на территории Республики Башкортостан, проводится по решению Правительства Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 30 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 N 42-з (редакция от 27 февраля 2015 года) "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 11 июля 1996 года) постановления Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (кроме нормативных правовых актов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну), и вступают в силу при условии их публикации (размещения) в официальных изданиях Республики Башкортостан, в том числе сетевых изданиях Республики Башкортостан.
Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан устанавливается Главой Республики Башкортостан (статья 31).
Официальным опубликованием актов Главы Республики Башкортостан и актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru) (п.3 Указа Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 года N УП-629 (ред. от 10 марта 2015 года) "О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан").
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N646 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 июня 2014 года.
Пунктом 2 названного постановления признаны утратившими силу в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Октябрьский район.
Пунктом 3 установлено, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Постановление опубликовано 31 декабря 2014 года путем размещения на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах предоставленных ему полномочий, форма (вид), в которой Правительство Республики Башкортостан вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена, нормативный правовой акт опубликован в установленном законом порядке.
Как следует из представленных документов, Зубаиров А.Я. является собственником земельного участка (доля в праве 2/3) с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес. Данный земельный участок приобретен им по договору купли-продажи 2/3 доли нежилого строения и земельного участка от 15 февраля 2011 года Nб/н.
Зубаиров А.Я. является собственником земельного участка (доля в праве 1/3) с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес Данный земельный участок приобретен им по договору купли-продажи 2/3 доли нежилого строения и земельного участка от 15 февраля 2011 года Nб/н.
Кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N521 и составляла ... рублей.
Оспариваемым постановлением кадастровая стоимость земельного участка утверждена в сумме ... рублей ... копеек.
Нормами Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65), а не земельным законодательством.
В главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержатся нормы, регулирующие отношения по уплате земельного налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, в том числе на праве собственности (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ). Налоговый период равен календарному году (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (статьи 65, 66).
Из указанного следует, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, несмотря на то, что они являются актами земельного законодательства, в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени закреплен в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 данной нормы акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Это общее правило, которое распространяется на все акты законодательства о налогах и сборах. Так как нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков используются для целей налогообложения, то порядок их введения в действие для указанных целей должен соответствовать порядку, предусмотренному для актов законодательства, относящихся к законодательству о налогах и сборах, то есть соответствовать положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскмашина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности; нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога, начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Так как оспариваемое постановление влечет правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, то оно должно приниматься с соблюдением закрепленных в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. То есть в той части, в какой постановление порождает для граждан как налогоплательщиков правовые последствия, оно действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 оспариваемого постановления, оно вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 31 декабря 2014 года. Следовательно, утвержденная данным постановлением кадастровая оценка подлежит применению с указанной даты. Соответственно при исчислении земельного налога за 2015 год налоговая база по земельным участкам будет определяться как их кадастровая стоимость, утвержденная оспариваемым постановлением.
Таким образом, установленный пунктом 3 оспариваемого постановления порядок введения его в действие в той мере, в какой он допускает применение его для целей налогообложения в 2015 году, противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права истцов как плательщиков земельного налога.
В этой связи пункт 3 оспариваемого постановления в той мере, в какой он допускает применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков подлежит признанию недействующим.
Требование о признании недействующим пункта 2 оспариваемого постановления также подлежит удовлетворению. Поскольку в 2015 году в целях налогообложения вновь утвержденная кадастровая стоимость использоваться не может, для расчета налога должна применяться ранее действовавшая кадастровая стоимость. Следовательно, пункт 2 оспариваемого постановления подлежит признанию недействующим также в той мере, в какой он допускает применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации на момент рассмотрения дела у налогоплательщиков еще не наступила обязанность по уплате налога, то есть утвержденная оспариваемым постановлением кадастровая стоимость для целей налогообложения не применялась, то суд полагает необходимым признать оспариваемые положения постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, недействующими со дня вступления в силу постановления.
Доводы представителя ответчика, приводимые в обоснование несогласия с заявленными исковыми требованиями, не могут быть признаны состоятельными.
Их утверждение о том, что оспариваемое постановление в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, не может применяться для целей налогообложения в 2015 году, не исключает наличия противоречий между текстом оспариваемого акта и положениями статьи 5 Налогового кодекса РФ. Из смысла постановления следует, что оно в обязательном порядке должно применяться в целях налогообложения на 2015 год.
При таких обстоятельствах, пункты 2, 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 подлежит признанию недействующими со дня вступления в силу постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Зубаирова А.Я., индивидуального предпринимателя Зубаирова А.Я. удовлетворить.
Признать недействующими пункты 2, 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" со дня вступления в силу постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.