Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2016 года административное дело N2-6579/15 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года по административному исковому заявлению М.Э.А. к Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения, об обязании совершить действия, о взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца М.Э.А.; представителя административного истца Б.М.С., действующей на основании доверенности от 2 июня 2015 года сроком на 2 года; представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания России Б.Т.В., действующей на основании доверенности от 11 ноября 2013 года сроком до 25 октября 2016 года; представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Б.Т.В., действующей на основании доверенности от 24 ноября 2015 года сроком до 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Э.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России (далее УФСИН России) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установления законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07 апреля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права М.Э.А. просила обязать поставить её на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 9 декабря 2013 года в порядке очередности.
В обоснование поданного в суд заявления М.Э.А. указала, что является действующим сотрудником УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в звании майора внутренней службы с выслугой лет более 13 лет; обратилась 9 декабря 2013 года с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, который был рассмотрен и 7 апреля 2015 года в постановке на учет было отказано в связи с тем, что она ухудшила свои жилищные условия в 2009 и 2012 годах и не представила обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369. С принятым решением М.Э.А. не согласна по тем основаниям, что конкретных помещений по месту регистрации ей не выделялось, регистрация в общежитии носила формальный характер, домовая книга в указанном общежитие не велась с 1941 года, финансовые лицевые счета для оплаты коммунальных услуг не открывались, умышленных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года заявление М.Э.А. удовлетворено, признано незаконным и необоснованным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установленных законом, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07 апреля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссия обязана поставить М.Э.А. на указанный учет с 09 декабря 2013 года (в порядке очередности); с ФСИН России в пользу М.Э.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя " ... " рублей, на оформление доверенности " ... " рублей.
В апелляционных жалобах Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Федеральная служба исполнения и наказания Российской Федерации просят решение отменить и в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Выслушав объяснения сторон, представителей административного истца и заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что М.Э.А. является майором внутренней службы, занимает должность заместителя начальника отдела капитального строительства и ремонта УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, имеет выслугу лет более 13 лет.
09 декабря 2013 года М.Э.А. обратилась с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в территориальную подкомиссию УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к рапорту были приложены необходимые документы.
Комиссией 24 декабря 2013 года было принято решение о направлении документов М.Э.А. в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Решением от 7 апреля 2015 года комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения М.Э.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2009 и 2012 годах, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 указанных Правил.
В период с 04 июля 2008 года по 20 августа 2011 года М.Э.А. была постоянно зарегистрирована по адресу: "адрес"; в период с 15 октября 2011 года по 14 октября 2012 года, с 03 ноября 2012 года по 31 октября 2013 года, с 05 декабря 2013 года по 03 декабря 2014 года, с 12 декабря 2014 года по 09 декабря 2015 года временно зарегистрирована по адресу: "адрес".
На праве собственности М.М.А. принадлежало следующее недвижимое имущество:
-с 16 декабря 2003 года " ... " доля в праве общедолевой собственности однокомнатной квартиры общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес", право собственности прекращено 01 октября 2012 года на основании договора дарения от 13 сентября 2012 года;
-с 21 июля 2000 года жилой дом общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: "адрес", "адрес", право прекращено 24 ноября 2009 года на основании договора дарения.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 февраля 2012 года по делу N2-349/12 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано включить М.Э.А. в списки сотрудников УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 10 апреля 2003 года.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее- единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации установлены Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что истцом в 2009 и 2012 годах были совершены действия по отчуждению принадлежащих ей жилых помещений, пришел к выводу об отсутствии намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на неправильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ, пунктов 12, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2013 года настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Во исполнение статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 названных Правил установлен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
М.Э.А. не были представлены к заявлению выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", либо документы, подтверждающие невозможность их получения.
В соответствии с пунктами 5, 7 Правил на основании заявления сотрудника и приложенных к этому заявлению документов, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет принимает комиссия.
Представление указанных документов в суд первой инстанции не свидетельствует о выполнении М.Э.А. обязанности по представлению указанных документов комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и о незаконности принятого комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления в связи с не представлением документов.
Ухудшением жилищных условий в силу части 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются действия, в результате которых сотрудник стал нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Статьёй 4 (часть 8) указанного Федерального закона установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Исходя из приведенных норм права следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми в том случае, если сотрудниками совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые приводят к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Доводы апелляционной жалобы истца о качестве отчужденных объектов недвижимости, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку М.Э.А. не была лишена права пользования указанным имуществом и распорядилась им по личному усмотрению путем отчуждения в пользу третьих лиц безвозмездно. Кроме того, М.Э.А. не представила комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения документы о непригодности жилого дома для проживания.
Также административный истец не представила ни административному ответчику при подаче заявления, ни в суд первой инстанции при рассмотрении спора доказательства, которые свидетельствовали бы о том, что ее действия по отчуждению квартиры могут быть расценены иначе, как совершенные с намерением ухудшить свои жилищные условия.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение комиссии ФСИН России от 7 апреля 2015 года об отказе в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является обоснованным, оснований для признания его незаконным не имеется.
Доводы М.Э.А., что действия по отчуждению принадлежащих ей дома и доли квартиры имели место до вступления в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, когда не было известно о возможном принятии указанного закона, в связи с чем недопустимо применение в рассматриваемом деле положений указанного Федерального закона, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Так, до вступления в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 53), Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", в соответствии с которыми также учитывались действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года N 23 решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда сдержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе М.Э.А. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года отменить.
В удовлетворении заявления М.Э.А. к Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения, об обязании совершить действия, о взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.