Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.,
судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.,
при секретаре Антуфьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.
гражданское дело по иску Сидорова ФИО12 к администрации г. Шарыпово, КУМИ Администрации г. Шарыпово, КУМИ о признании действий незаконными, предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истца Краморенко Л.А.
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 14 октября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сидорова ФИО13 к администрации г. Шарыпово, КУМИ администрации г. Шарыпово о признании действий незаконными, обязании предоставить в собственность взамен изъятого благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 77, 50 кв.м., отказать ".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоров С.А. обратился в суд с иском к администрации г. Шарыпово, КУМИ администрации г. Шарыпово, КУМИ о признании действий незаконными, предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что является собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес" и был уведомлен о том, что земельный участок под вышеуказанном домом будет изъят в 2006 году для муниципальных нужд, о сносе указанного дома в уведомлении не указывалось. Оценка рыночной стоимости имущества истца не производилась, соглашение о предоставлении другого равноценного жилого помещения, взамен изымаемого, не заключалось. Сидоров С.А. проживает в другом населенном пункте, осуществляет уход за больной матерью другого жилого помещения на праве собственности не имеет. Ответчики не осуществили в 2006 году выселение Сидорова С.А., как собственника из жилого помещения, признанного аварийным и включённым в краевую целевую программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в соответствии с действующим законодательством. При сносе дома были нарушены его права, в связи с чем просил: признать действия администрации г. Шарыпово отказавшей в предоставлении жилого помещения незаконными; возложить на органы государственной власти, принявшие решение об изъятии жилого помещения, обязанность восстановить права собственника Сидорова СВ. в полном объеме, путем предоставления другого благоустроенного равноценного жилого помещения, общей площадью не менее 77, 50 кв. м. в собственность бесплатно взамен изъятого.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя истца Краморенко Л.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное в части отказа в удовлетворении требований о признания действий (бездействия) администрации г. Шарыпово незаконными и возложении обязанности предоставить истцу жилое помещения. Ссылается на несоблюдение ответчиками процедуры изъятия жилого помещения, обязанности включения в региональную адресную программу квартиры истца и выражает несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сидорова С.В.
Истец Сидоров С.В., его представители Сапрыкина А.Л., Крамаренко Л.А., представитель ответчика администрации г.Шарыпово, представитель ответчика КУМИ и ЗО администрации г.Шарыпово, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив её доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сидорова С.С., при этом верно исходил из отсутствия правовых оснований для предоставления собственнику жилого помещения равнозначного жилого помещения взамен ветхого и аварийного.
Так из материалов дела следует, что в соответствии с актом межведомственной комиссии от 08 июня 2000 года, назначенной решением администрации г. Шарыпово N 330 от 11 мая 2000 года, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" было определено как ветхое, общий процент износа составил 69%, дом был признан подлежащим сносу и непригодным к постоянному проживанию.
Решением Шарыповского городского совета N 40-285 от 22 марта 2005 согласован порядок сноса ветхого жилья в п.Дубинино, г.Шарыпово, в соответствии с которым снос дома "адрес", определен в III квартале.
Согласно справке Комитета по Управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации г.Шарыпово N 2657 от 07октября 2015 Сидоров С.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Муниципальном образовании г. Шарыпово Красноярского края не состоял, в настоящее время не состоит.
Оценивая изложенные доказательства в совокупности в настоящее время нет правовых оснований для предоставления Сидорову С.В. в судебном порядке равнозначного ранее занимаемому жилья, поскольку между истцом и администрацией г. Шарыпово не установлено обязательного в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ условия, то есть между сторонами не достигнуто какого-либо соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен утраченного с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Доводы апелляционной жалобы об обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставить собственнику квартиры при сносе дома другое равноценное жилое помещение судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном Порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, находится в зависимости от признания гражданина малоимущим.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, что истец является малоимущим, оснований для удовлетворения требований Сидорова С.В. у суда не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЖК РФ при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ.
Если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении ему иного жилья следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у его собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Данная статья регулирует отношения по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом данная норма права закрепляет только право выкупа у собственника жилого помещения, и только после этого право собственности на это помещение переходит к органу местного самоуправления.
При применении п. 8 ст. 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Сидорова С.В. и возложения на администрацию г. Шарыпово обязанности по предоставлению ему равнозначного иного жилого помещения, общей площадью 77,50 кв. м., так как соглашений о предоставлении жилого помещения в собственность взамен утраченного между сторонами на основании ст. 32 ЖК РФ не достигнуто; право истца на получение от администрации г. Шарыпово выкупной стоимости утраченного объекта не реализовано и не утрачено.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление N185 от 06 сентября 2011 года администрации г.Шарыпово, которым была утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования г.Шарыпово" на 2011 - 2012 годы не может быть признана состоятельной, поскольку предоставление жилых помещений по указанной программе осуществляется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и также предполагает наличие соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, которое в данном случае достигнуто не было.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 14 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Краморенко Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.