Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего Гришиной С.Г.,
судей: Болатчиевой А.А., Негрий Н.С.,
при секретаре Дагужиевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мекерова М.Х. на решение Малокараевского районного суда от 27 октября 2015 года по делу по иску Мекерова М.Х. к МВД по КЧР, Отделу МВД России по Малокарачаевскому району, МВД по КЧР о защите права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения истца Мекерова М.Х., представителя МВД по КЧР Лафишевой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мекеров М.Х. обратился в суд с иском к МВД России, МВД по КЧР Отделу МВД России по Малокарачаевскому району о защите права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование указал, что был уволен из органов внутренних дел по достижению предельного возраста с 02 октября 2002 года с должности участкового уполномоченного милиции отделения по организации деятельности УУМ МОБ ОВД Малокарачаевского района, КЧР. Общий стаж его службы в ОВД в календарном исчислении составляет 18 лет 05 месяцев и 15 дней, в том числе на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета выслуга лет составляет 10 лет, 11 месяцев и 15 дней. В последней должности он состоял лишь 11 месяцев, до этого непрерывно занимал должности, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета. С семьей в составе 6 человек (он, супруга и четверо детей) он с мая 1998 года состоит на учете по улучшению жилищных условий по месту прохождения службы - в Отделе МВД России по Малокарачаевскому району. В августе 2014 года он обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по КЧР с заявлением о включении его и его семьи в сводный список граждан - участников Программы "Жилище на 2011-2015 годы" от МВД пор КЧР. Решением ЦЖБК был включен в соответствующий дополнительный список для получения государственного жилищного сертификата в 4 квартале 2014 года. Однако сертификат не получил. Причиной данного ему ЦЖБК МВД по КЧР и УЖПИ и ХО ДТ МВД России отказа послужил тот факт, что он был уволен из ОВД с должности, финансируемой за счет средств местного бюджета, что считает необоснованным и незаконным.
Истец просил возложить обязанность на Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по КЧР включить его с семьей в составе 6 человек в сводный список граждан-участников Программы "Жилище на 2011-2015 годы" для получения государственного жилищного сертификата в 2015 году и возложить обязанность на Управление жилищной политики и хозяйственных отношений департамента тыла МВД РФ выдать государственный жилищный сертификат в 2015 году на состав семьи из 6 человек
Ответчики исковые требования не признали, полагали, что Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", которые регламентируют организацию работы по выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов (далее Правила).
Согласно п.п. "а" п. 5 Правил (в редакции, действовавшей на момент постановки и исключения Мекерова М.Х. из списка участников подпрограммы) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники. Поскольку истец уволился со службы с должности финансируемой за счет местного бюджета, то ответчики просили отказать в удовлетворении иска.
Решением Малокарачаевского районного суда от 27 октября 2015 года в удовлетворении иска Мекерова М.Х. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Мекеров М.Х. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции Мекеров М.Х. поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель МВД по КЧР Лафишева Н.М.., указала, что оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не имеется.
Выслушав стороны, изучив имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на центральную жилищно - бытовую комиссию МВД по КЧР включить истца с семьей в составе шести человек в сводный список граждан-участников Программы "Жилище на 2011-2015 годы" для получения государственного жилищного сертификата в 2015 году.
На основании приказа МВД по КЧР от 2 октября 2002 года N ... истец был уволен из органов внутренних дел по п. "б" ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по достижению предельного возраста). Стаж службы 18 лет 05 месяцев и 15 дней, в том числе на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета, выслуга лет составляет 10 лет, 11 месяцев и 15 дней.
25 августа 2014 года истец был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее Сводный список), имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2014 году вместе с членами своей семьи (л.д.22-24).
20 января 2015 года истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата (л.д.29) в связи с тем, что он был уволен из органов внутренних дел с должности, финансируемой из средств местного бюджета.
Между тем, действия ответчиков по включению в Сводный список граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2014 году Мекерова М.Х. вместе с членами семьи породили определенные законные ожидания относительно своевременного предоставлении мер социальной поддержки. В результате принятия уполномоченным органом решения о предоставлению Мекерову М.Х. государственного жилищного сертификата он реализует свое субъективное право на получение мер социальной поддержки, а у МВД по КЧР возникает обязанность по своевременной и в полном объеме предоставления этой меры.
Кроме того, конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает, что при изменении условий приобретения какого-либо права законодателем будут учитываться сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания граждан. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Сохранение разумной стабильности означает помимо прочего обязанность законодателя учитывать при изменении условий приобретения права на получение социальных благ, в частности, материального обеспечения, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания, связанные с выполнением (полностью либо частично) условий приобретения данного права.
Кроме того, Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что понятие "имущество" в первом абзаце статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции имеет самостоятельное значение, которое не ограничено правом собственности на материальные объекты и не зависит от формальной классификации, существующей в национальном законодательстве: понятие "имущество" не ограничено "существующим имуществом", а может также распространяться на активы, включая требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что он обладает как минимум обоснованным и "законным ожиданием" приобретения эффективного использования права собственности или имущественного интереса. Право на получение государственного жилищного сертификата является имущественным интересом, реализацию которого истец ожидал в течение длительного времени.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что отказ в выдаче государственного жилищного сертификата составлял вмешательство в право истца на уважение собственности, что является нарушением первого абзаца статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, в связи с чем требования Мекерова М.Х. о возложении обязанности на Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по КЧР включить его с семьей в составе шести человек в сводный список граждан-участников Программы "Жилище на 2011-2015 года" для получения государственного жилищного сертификата подлежали удовлетворению судом первой инстанции.
Обсуждая требования Мекерова М.Х. в части возложения обязанности на МВД РФ выдать государственный жилищный сертификат в 2015 году на состав семьи из шести человек, коллегия приходит к выводу о том, что иск в данной части не может быть удовлетворен.
Так, в силу абзаца пятого пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, жилищный сертификат предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Между тем, истец не обосновал, в связи с чем ему не в порядке очередности Управление жилищной политики и хозяйственных отношений департамента тыла Министерства внутренних дел Российской Федерации обязано выдать государственный жилищный сертификат в 2015 году на состав семьи из 6 человек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малокарачаевского районного суда от 27 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по КЧР включить Мекерова М.Х. семьей в составе шести человек в сводный список граждан-участников Программы "Жилище на 2011-2015 года" для получения государственного жилищного сертификата.
Исковые требования Мекерова М.Х. к МВД России, МВД по КЧР Отделу МВД России по Малокарачаевскому району о защите права на получение государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по КЧР включить Мекерова М.Х. семьей в составе шести человек в сводный список граждан-участников Программы "Жилище на 2011-2015 года" для получения государственного жилищного сертификата.
В остальной части решение Малокарачаевского районного суда от 27 октября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.