Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Корепановой С.В.,
судей Галкиной Л.Н., Панас Л.Ю.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Сарбалаева А.К. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 26 ноября 2015 г., которым постановлено:
"Сарбалаеву А.К. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Архангельской области о признании участником подпрограммы и восстановлении в очереди на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" - отказать."
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
Сарбалаев А.К. обратился в суд с иском к ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области о признании участником федеральной целевой программы "Жилище" и восстановлении в очереди на участие в федеральной целевой программе "Жилище".
Мотивировал требования тем, что проходил службу в должности участкового инспектора милиции в ОВД Плесецкого района, постоянно зарегистрирован и проживает в п. Ундозеро Плесецкого района. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в очередь на участие в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". ДД.ММ.ГГГГ узнал, что исключен из очереди в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, поскольку с момента отчуждения принадлежавшего ему жилого дома, оставшегося по наследству после смерти матери, не прошло пяти лет. С данным решением он не согласен, так как при подаче заявления на участие в Подпрограмме им была предоставлена выписка из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся собственником жилого дома по адресу: "адрес", который он подарил сыну. Исключение его из очереди по вновь открывшимся обстоятельствам необоснованно, поскольку на момент вынесения решения о признании его участником Подпрограммы информация о наличии и отчуждении жилого дома была известна жилищно-бытовой комиссии.
Истец, его представитель Чиникина Н.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области Огаркова А.Н. в суде с иском не согласилась.
Представители ФКУ ЖКУ УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явились, представив письменные возражения на иск, в которых указали, что истец был исключен из числа лиц - участников подпрограммы в связи с ухудшением своих жилищных условий. Право на получение социальной выплаты Сарбалаев А.К. будет иметь в 2017 г.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился Сарбалаев А.К., просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Указывает, что незаконно исключен из очереди участников подпрограммы по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку информацию о наличии у него в Астраханской области жилого дома не скрывал, предоставив выписку из ЕГРП, и был включен жилищно-бытовой комиссией в очередь на участие в подпрограмме. Наследуемый жилой дом принадлежал его матери, затем был подарен им сыну, который проживает в данном доме, ведет хозяйство. Считает, что к сложившимся отношениям не применима ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ссылка на которую имеется в протоколе жилищно-бытовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из лиц - участников подпрограммы. Решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом не позднее, чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений, должны содержать основания для снятия с учета, и направляться гражданам не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия.
Проверив законность принятого судом решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Сарбалаева А.К., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика и третьего лица Снежковой К.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что истец Сарбалаев А.К. проходил службу в должности участкового инспектора милиции в ОВД Плесецкого района, его должность финансировалась за счет средств уголовно-исполнительной системы.
Приказом УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Сарбалаев А.К. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста, его выслуга составила "данные изъяты" в календарном исчислении.
Истец проживает в поселке Ундозеро, отнесенном к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, зарегистрирован по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Сарбалаев А.К. с составом семьи 1 человек был включен в очередь на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (пункт 5 "б").
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания N) Сарбалаев А.К. исключен из очереди на участие в подпрограмме на основании п. 16.2 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153 по мотиву того, что в ДД.ММ.ГГГГ вступил в права наследования на жилой дом, прекратил право собственности на жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ комиссией учтена сделка по отчуждению имущества, принадлежащего Сарбалаеву А.К. на праве собственности за пятилетний период, предшествующий выдаче гражданину государственного жилищного сертификата.
Протоколом жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ N Сарбалаев А.К. исключен из сводного списка участников подпрограммы, в связи с принятием жилищно-бытовой комиссией ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу и отказывая истцу в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания истца участником подпрограммы и восстановлении в очереди на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Исходил из того, что с момента отчуждения принадлежащих истцу на праве собственности жилого помещения и земельного участка в Астраханской области, ухудшения им своих жилищных условий, не прошло пяти лет, что является нарушением требований п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.
Судебная коллегия вывод суда об отказе истцу в иске находит правильным в силу следующего.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подп. "б" пункта 5 утвержденных этим Постановлением "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в рамках подпрограммы могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание.
Исходя из п. 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином, указанным в пп. "б" п. 5 Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением безвозмездного отчуждения этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта РФ в соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, но не менее чем за 5 лет.
Из изложенного следует, что выдача государственного жилищного сертификата осуществляется после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.
Как видно из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, Сарбалаев А.К. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником, в порядке наследования после смерти своей матери, жилого дома "адрес", общей площадью *** кв.м., жилой *** кв.м. и земельного участка, площадью *** кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Сарбалаев А.К. произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома и земельного участка в пользу сына Сарбалаева К.А.
При такой ситуации, оснований для постановки истца на учет в целях участия в подпрограмме не имелось.
Кроме того, исходя из п. 16.2 Правил, согласно которому право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров, возможность выдачи истцу сертификата, исходя из норматива общей площади и общей площади отчужденного жилого помещения, исключалась.
В силу подп. "а", "б" п. 22 Правил основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения об отчуждении объектов недвижимости (жилого дома и земельного участка) были предоставлены Сарбалаевым А.К. в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области на стадии принятия решения о включении в очередь на участие в подпрограмме и при наличии их он был признан участником программы, в связи с чем оснований для исключения его из очереди не имелось, судебная коллегия не может признать заслуживающим внимания.
Действительно, при подаче заявления о включении в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", истец представил сведения о наличии у него в собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого дома в Астраханской области.
Вместе с тем, исходя из положений Жилищного кодекса РФ, граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.
Жилищно-бытовая комиссия ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области, располагая данными об отсутствии у истца оснований для включения в очередь для участия в подпрограмме, в нарушение требований закона, приняла решение о включении его в данную очередь.
Поскольку включение истца в очередь было произведено в результате неправомерных действий должностных лиц, то он обоснованно снят с учета (исключен из очереди), что соответствует п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, а также п. 22 Правил.
Таким образом, апелляционная жалоба истца, по всем изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
При этом судебная коллегия отмечает, что право истца на участие в подпрограмме не утрачивается, по истечении пяти лет с момента отчуждения жилого дома в Астраханской области, истец получит возможность претендовать на получение жилищного сертификата.
Учитывая требования закона, суд правильно разрешилвозникший спор. Процессуальных нарушений судом не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 26 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сарбалаева А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Корепанова
Судьи Л.Н. Галкина
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.