Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.А.
судей Авиловой Е.О., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Забурунновой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Задворных Л.С. к Департаменту труда и социального развития Администрации города Волгодонска о понуждении произвести расчет субсидии и мер социальной поддержки как ветерану труда на оплату жилищно-коммунальных услуг на состав семьи из 1 человека и понуждении к выплате таковых, взыскании компенсации причиненного морального вреда,
по апелляционной жалобе Задворных Л.С. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 октября 2015 г.
УСТАНОВИЛА:
Задворных Л.С. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Администрации города Волгодонска о понуждении произвести расчет субсидии и мер социальной поддержки как ветерану труда на оплату жилищно-коммунальных услуг на состав семьи из 1 человека и понуждении к выплате таковых, взыскании компенсации причиненного морального вреда.
Истец в обоснование заявленных требований указала, что ответчиком отказано ей в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также прекращена выплата мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с взысканием излишне выплаченной суммы. Причиной отказа в предоставлении субсидии и мер социальной поддержки послужил тот факт, что расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, использованной для расчета субсидии и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Истец не согласна с расчетом жилищной субсидии и мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, производимым ответчиком, поскольку расчет производится с учетом семьи сына заявителя, которая фактически по данному адресу не проживает и не участвует в расходах на оплату ЖКУ.
Истец просила обязать Департамент труда и социального развития Администрации г.Волгодонска произвести расчет субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на состав семьи из 1 человека, произвести расчет мер социальной поддержки как ветерану труда на оплату жилищно-коммунальных услуг на состав семьи из 1 человека. Кроме того, Задворных JI.C. просила обязать ответчика назначить и выплатить ей субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг с момента обращения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и выплатить меры социальной поддержки как ветерану труда с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, производить выплату мер социальной поддержки ежемесячно. Взыскать с Департамента труда и социального развития Администрации г.Волгодонска компенсацию причиненного морального вреда в размере СУММА рублей.
В судебное заседание истец Задворных Л.C. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истца по ордеру Балдин В.А. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представить ответчика по доверенности Григорьев А.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать полностью.
Представитель третьего лица председатель ТСЖ "Команда-С" Тюгай В.Я. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Задворных Л.C. к Департаменту труда и социального развития Администрации города Волгодонска отказано.
Постановляя решение по делу, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. 159 ЖК Российской Федерации пришел к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку назначение мер социальной поддержки гражданам носит заявительный характер, решение по спорному заявлению Задворных Л.C., поступившему в ДТ и CP г.Волгодонска, было принято в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, соответственно срок для его оспаривания в суде на момент обращения, заявителем был пропущен, и пришел к выводу, что имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований Задворных Л.С.
Истец не согласилась с указанным решением суда, обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель приводит доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении, настаивая на том, что ею были представлены достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что сын с семьею совместно с ней не проживает.
Апеллянт отмечает, что при решение вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера ответчик определяет состав её семьи по количеству зарегистрированных, но не проживающих в квартире семьи сына из 4 человек. По мнению апеллянта, данный факт противоречит пп. "б" п. 18, п.4 "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ N761 от 14.12.2005г.
Апеллянт считает, что сама по себе регистрация членов семьи Задворных Л.C. по месту её жительства, при их фактическом не проживании, не может являться основанием для лишения её мер социальной поддержки, предусмотренных нормами действующего законодательства.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Согласно ст. 327 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ознакомившись с материалами дела, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены в статье 330 ГПК Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам и на соответствие нормам права, регулирующим спорные правоотношения, судебная коллегия нарушений, являющихся основанием для апелляционного вмешательства, не установила.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска, судебная коллегия исходит из следующего.
Статьей 159 ЖК РФ установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Законом Ростовской области от 31.07.2009 N 274-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Областным законом, предоставляются отдельным категориям граждан в форме денежных компенсаций и выплат. Прием документов, необходимых для принятия решения о предоставлении указанных мер социальной поддержки, учет граждан, имеющих право на их предоставление, а также производство денежных компенсаций и выплат осуществляются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов по месту жительства граждан в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761.
В соответствии с п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
Согласно п. 42 данных Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств, они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49 Правил).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Задворных Л.С., как ветеран труда с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года являлась получателем мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. При первичном обращении за назначением мер социальной поддержки на состав семьи из двух человек, Задворных Л.С. была уведомлена о необходимости безотлагательного извещения ДТ и СР г.Волгодонска о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления мер социальной поддержки.
При очередном обращении ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с заявлением на предоставление мер социальной поддержки по представленным Задворных Л.С. документам установлено, что количество зарегистрированных в квартире граждан изменилось и зарегистрированными в квартире заявителя значатся: ФИО17 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года; ФИО10, ФИО11 и ФИО12 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, о регистрации которых Задворных Л.С. ранее в ДТ и СР г.Волгодонска не сообщала. В связи с несвоевременным информированием об изменении состава семьи образовалась излишне выплаченная сумма ЕДВ в размере СУММА руб. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года произведен перерасчет выплачиваемой суммы с учетом дополнительно зарегистрированных лиц (на состав семьи из 5 человек), и излишне выплаченная сумма стала удерживаться из ежемесячных денежных выплат на оплату ЖКУ, о чем было сообщено Задворных Л.С. в письме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА за подписью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ДТ и СР г.Волгодонска ФИО13 (т.1 л.д.81-82).
Как следует из искового заявления, поводом обращения истца в суд явился необоснованный, по мнению истца, расчет ДТ и СР размера субсидии на состав семьи 5 человек, поскольку сын истца, его дети и бывшая жена по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. фактически не проживают.
Соглашаясь с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия исходит из того, что достоверно установлено, что обращаясь ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. с заявлением в уполномоченный орган, предусмотренный нормами действующего законодательства пакет документов истцом не был представлен.
Из материалов дела следует, что право истца, на данный вид социальной поддержки ответчиком не оспаривается, и такая поддержка ей предоставляется с учетом представленного ею пакета документов. Следует также отметить, что предоставление согласия на регистрацию по своему месту жительства членам семьи сына, является добровольным волеизъявлением истца.
Таким образом, учитывая, что бесспорных доказательств относительно того, что в оспариваемый истцом период, вместе с ней не проживала семья сына, а также, то обстоятельство, что проживая в ином месте, они оплачивали и оплачивают соответствующие коммунальные услуги по месту фактического проживания, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований иска.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 октября 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Задворных Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 26.02.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.