Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Тотьмяниной Е.И.
при секретаре Нициевской Л.Н.
с участием представителя административного истца Дочия О.С.,
представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю Суворовой Л.А.,
представителя заинтересованного лица администрации г. Перми Дерюшевой О.А.,
представителей заинтересованного лица Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" -Федеральное БТИ" Скачкова А.В.,Бутакова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 29 февраля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Вьюжанина Д.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Вьюжанин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, площадью 10139 кв.м, разрешенное использование - под 1-этажное здание картофелехранилища.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником этого земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2010. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория - земли населенных пунктов, ВРИ - под 1-этажное здание картофелехранилища. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 29418 105,72 руб., определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края".
По мнению истца, при определении кадастровой стоимости участка были использованы недостоверные сведения, выразившиеся в отнесении указанного объекта недвижимости к 9 группе вида разрешенного использования земельных участков согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. N 1610-п, тогда как, его следовало отнести к 15 группе вида разрешенного использования, поскольку этот участок является земельным участком, предназначенным для сельскохозяйственного использования. Указанная ошибка (использование недостоверных сведений) повлекла за собой установление кадастровой стоимости земельного участка в завышенном размере, и как следствие, нарушение прав заявителя - плательщика земельного налога, на уплату этого налога в установленном законом размере.
В судебное заседание административный истец, Вьюжанин Д.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представитель истца, Дочия О.С., административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Суворова Л.А. иск не признала, указав, что кадастровая стоимость участка определена в результате массовой государственной оценки, результаты которой определены Постановлением Правительства Пермского края, вследствие чего полагает, что орган кадастрового учета является не надлежащим ответчиком.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Перми Дерюшева О.И. иск не признала, пояснив, что при определении кадастровой стоимости объекта использованы достоверные сведения.
Представители заинтересованного лица Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" Скачков А.В. и Бутаков И.А. требования не признали, пояснив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-6 "Зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства", следовательно, полагают, что отнесение его к 9 ВРИ является корректным.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения, из которых следует, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку Постановление Правительства Пермского края принято в соответствии с действовавшими источниками права. Кроме того, обращает внимание на тот факт, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования "под 1-этажное здание картофелехранилища" не относится к сельскохозяйственным угодьям.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что с требованиями истца не согласен.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В силу ч. 5 ст. 4 приведенного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу п. 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 г., были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в Закон была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Также из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Пермского края на 01.01.2013 г. выполнены на основании государственного контракта N СЭД-31-02-1-10-52 от 11.06.2013 г. Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиалом Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов проводились в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Согласно п. 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
В силу ст. 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с указанными положениями в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером ** Управлением Росреестра по Пермскому краю в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, являющееся заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, была предоставлена информация о разрешенном использовании земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости: под 1-этажное здание картофелехранилища.
Представленная информация подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 12 ноября 2009 года, и соответствует сведениям о разрешенном использовании земельного участка, указанным в свидетельстве государственной регистрации права собственности.
При рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования и об оспаривании соответствующего установленному виду разрешенного использования размера кадастровой стоимости земельных участков необходимо учитывать, что законом допускаются различные способы защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств дела.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН). Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями такого имущества, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 Правил N 316, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Процедура определения кадастровой стоимости предполагает расчет средних, удельных значений кадастровой стоимости для соответствующих территорий. Итоговые значения таких показателей утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (результаты государственной кадастровой оценки земель). На основе применения средних, удельных показателей производится расчет кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Согласно поименованным выше Правилам и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
В качестве отдельных функциональных групп видов использования земельных участков выделены:
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний N 39);
- земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (пункт 1.2.15 Методических указаний N 39);
При разрешении вопроса об отнесении земельного участка к той или иной функциональной группе видов использования следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка с теми видами использования, которые допускаются для земель данной категории законом, учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования с видами использования, установленными в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Вместе с тем, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В настоящее время основным принципом определения вида разрешенного использования земельного участка является принцип единства судьбы земельного участка и объектов капитального строительства, на нем расположенных. Функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка. В этой связи, как в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном Министерством экономического развития и торговли РФ, так и во многих нормативно-правовых актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, устанавливается, что вид разрешенного использования земельного участка включает эксплуатацию существующих зданий сооружений, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и определяется функциональным назначением данных зданий и сооружений (в том числе существующих).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, нежилое здание (строение), обозначенное в кадастровом деле, как здание картофелехранилища, расположено на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, согласно техническому паспорту является картофелехранилищем и используется для хранения сельскохозяйственной продукции. Этот земельный участок не застроен и фактически используется для обслуживания указанного нежилого строения.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения сельскохозяйственной продукции отнесено к виду разрешенного использования земельного участка - "сельскохозяйственное использование" (код 1.15).
Согласно кадастровому паспорту вид разрешенного использования земельного участка "под 1-этажное здание картофелехранилища", что относится к 15 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования " и соответствует фактическому использованию участка, учитывая нахождение на земельном участке одноэтажного здания картофелехранилища.
Ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что осуществляемая заявителем на указанном земельном участке деятельность позволяет его отнести к 9 виду разрешенного использования.
Сам по себе факт нахождения земельного участка в зоне градостроительного регламента Ц-6 не свидетельствует об отнесении его к 9 группе разрешенного использования.
Для отнесения спорного земельного участка к 9 группе разрешенного использования, должно быть установлено, что на земельном участке размещены сооружения: промышленные базы, склады, продовольственные склады и т.д. Исходя из того, что земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок - это земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий; земельные участки других промышленных предприятий; земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК); земельные участки объектов коммунального хозяйства; земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; земельные участки кладбищ, крематориев; земельные участки баз и складов; земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В то время как к 15-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования. В состав данной группы вида разрешенного использования входят, в том, числе земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения.
Доказательств того, что виды деятельности истца на земельном участке изменились или изменилось целевое назначение объектов недвижимости, выходящего за рамки целевого использования земельного участка, в деле также не имеется.
Таким образом, с учетом функционального назначения объекта недвижимости, который находится на земельном участке, следует, что спорный земельный участок ошибочно отнесли к 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка зависит от фактического использования объекта недвижимости, и правовое значение имеет цель его предоставления.
Неверное отнесение земельного участка по виду разрешенного использования привело к увеличению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, что затрагивает права и интересы истца, поскольку от кадастровой стоимости зависит уплачиваемый им налог.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеет место кадастровая ошибка, которая подлежит исправлению, а следовательно, исковые требования Вьюжанина Д.В. подлежат удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Доводы административного ответчика о том, что орган кадастрового учета не уполномочен определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, а оценщик самостоятельно определяет к какому виду разрешенного использования относится оцениваемый участок, судом не принимается, поскольку в полномочия кадастровой палаты входит ведение государственного кадастра, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр, а также исправление кадастровой либо технической ошибки в сведения государственного кадастра в силу ст. 28 Закона N 221-ФЗ.
Кроме того, как указывалось ранее, согласно пункту 4 Правил N 316, пункту 1.2 Методических указаний N 39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает, в том числе необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования.
Вследствие массового характера оценки возможности оценщика по собиранию дополнительной информации об объекте недвижимости ограничены. Из подпункта 2.2.3 Методических указаний усматривается, что основным источником таких сведений является ГКН. При этом вид разрешенного использования влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка, как в случае определения этой стоимости путем умножения площади участка на удельный показатель одного квадратного метра, определяемый в зависимости от вида разрешенного использования, так и в случае определения кадастровой стоимости конкретного участка путем ее оценки независимым оценщиком. Поэтому точность содержащейся в ГКН информации о виде разрешенного использования имеет для государственной кадастровой оценки определяющее значение, а правообладатель имеет законный интерес в уточнении содержащейся в ГКН информации в соответствии с фактическим использованием участка, которое не менялось на протяжении всего периода времени.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Вьюжанина Д.В. удовлетворить.
Устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером **, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края N 1610-п от 23.11.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельного показателя для 15 группы видов разрешенного использования.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 04 марта 2016 года.
Судья - подпись - Е.И.Тотьмянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.