Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2015 года по административному иску прокурора Ленинского района г. Астрахани к администрации МО "Город Астрахань" о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Астрахани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Астрахани о понуждении к совершению действий, необходимых для принятия линейного объекта недвижимости - теплотрассы на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество. В обоснование административного иска указал, что на территории муниципального образования имеется бесхозяйный объект недвижимого имущества - теплотрасса, ведущая от "адрес". Указанный участок тепловой сети является бесхозяйным. В силу закона орган местного самоуправления, в данном случае, обязан принять меры к постановке тепловой сети на учет в качестве бесхозяйной. Отсутствие у спорного участка тепловой сети собственника приводит к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу здоровье граждан и нормальную работу организаций, расположенных в этом районе, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации г. Астрахани незаконным и обязать администрацию направить в регистрирующий орган заявление о принятии на учет участка тепловой сети, как бесхозяйной недвижимой вещи.
В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2015 года административный иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Администрация полагает, что собственниками тепловой сети являются собственники помещений в многоквартирных домах, которые обслуживает данная сеть. Прокурором не указано точное местонахождение тепловой сети, какова их техническая характеристика, это препятствует регистрации сети в качестве бесхозяйной.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Зеленского А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Остроуховой Н.В., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу части 3 статьи 218 Кодекса, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Как усматривается из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что тепловая сеть обслуживает многоквартирные жилые дома N N по "адрес". Собственник тепловой сети по указанному адресу в настоящее время не установлен. Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. Сведений о зарегистрированных правах на указанную тепловую сеть не имеется. Тепловая сеть, ведущая от "адрес", на балансе эксплуатирующей организации - МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" не состоит. Тот факт, что подача тепла по указанным адресам осуществляется эксплуатирующей организацией собственникам жилых домов (в том числе многоквартирных) на основании соответствующих договоров, не свидетельствует о принадлежности теплосети указанным лицам. Правовых оснований для такого вывода не имеется. Таким образом, по делу установлено, что собственник тепловой сети не определен. Сеть ни у кого на балансе не числятся. В реестре муниципальной собственности она также не состоит. Эта сеть ни за кем не закреплена и никто не осуществляет контроль за ее техническим состоянием. Указанные обстоятельства подтверждают выводы районного суда о том, что данный объект являются бесхозяйным. Такой вывод основан на законе и подтверждается представленными в материалы дела сведениями.
Отсутствие собственника такого объекта влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего теплоснабжения, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно обязан это сделать.
В этой связи, требования прокурора о признании бездействия администрации г. Астрахани в указанной части незаконным и возложении обязанности на администрацию г. Астрахани принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества спорного объекта недвижимого имущества подлежат удовлетворению. Данная обязанность вытекает из обозначенных положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, доводы прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта тепловой сети на администрацию г. Астрахани, как орган местного самоуправления, являются правильными.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска прокурора является законным, сделанные районным судом выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.